Помимо членов сената в обсуждении также приняли участие представители федеральных органов власти, законодательных и исполнительных органов власти из разных регионов Российской Федерации, а также ученые и общественники.
Участники обсудили вопросы популяризации и пропаганды принципов эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования, воспитания толерантного отношения к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и варианты привлечения педагогов в школы с инклюзивным образованием. Также были рассмотрены предложения по повышению доступности образовательной среды и развитию инклюзивного обучения в среднем и профессиональном образовании.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Павел Зенькович в ходе обсуждения проинформировал, что профильным министерством подготовлены изменения в федеральный закон об образовании в части вопросов образования детей с ОВЗ. По его словам, поправки будут внесены в Правительство Российской Федерации в декабре. Заместитель министра подчеркнул: «Инклюзия невозможна без оснащения школ, создания в них специальных условий».
«Соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики в автономном округе, в том числе и в деятельности учреждений системы образования. В образовательных организациях создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: используются специальные программы и методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия, технические средства обучения, обеспечивается универсальная безбарьерная среда», – прокомментировала депутат-единоросс. Помимо этого, как сообщила Елена Зленко, в программы повышения квалификации для педагогических работников региона по всем предметным областям включен обязательный модуль «Актуальные вопросы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Мероприятия по созданию специальных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вошли в Государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы». В 2016 – 2017 учебном году в образовательных учреждениях округа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучалось 3524 ребенка. Из них 356 детей учились в четырех общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным программам. Для более 2,5 тысячи детей были созданы специальные условия для обучения на базе общеобразовательных школ. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обеспечивается через предоставление услуг дополнительного образования, организацию различных культурных мероприятий. Дополнительным образованием охвачено 82% детей с ОВЗ, детей с инвалидностью – 64%. В прошлом учебном году количество детей, обучающихся инклюзивно в школах округа, составило 1167 человек (33% от общего количества данной категории детей).