Лучше всего ямальские школьники умеют находить и извлекать информацию из текста

Фото: www.yamaledu.org

В октябре 2016 года на Ямале проведен региональный мониторинг оценки читательской грамотности обучающихся 5, 7 и 9 классов. В исследовании приняли участие почти 18 тысяч учащихся из 113 учебных заведений всех муниципальных образований округа. Данное исследование проведено в округе третий раз.  Мониторинг позволил получить объективную оценку уровня сформированности у школьников Ямала читательской грамотности в целом, а также отдельных групп читательских умений: вычитывание, интерпретация, оценка.

По результатам мониторинга специалистами Регионального центра оценки качества образования разработан региональный реестр затруднений учащихся, отражающий информацию о   количестве обучающихся 5, 7 и 9 классов, имеющих проблемы в чтении и понимании текстов. Аналогичный реестр с данными по школам создается муниципальными службами с целью выявления имеющихся проблемных зон читательской грамотности у учащихся каждого образовательного учреждения.

Интересно отметить, что результаты мониторинга значительно отличаются в пределах разных муниципальных образований.

Так, в городах Губкинский, Новый Уренгой, Ноябрьск, Лабытнанги, Муравленко, Салехард, Надымском и Пуровском районах в среднем от 70% до 83% обучающихся показали достаточный уровень владения читательскими умениями. Тогда как практически каждый второй учащийся других муниципальных образований не достиг минимального уровня сформированности читательской грамотности.

Отрадно отметить, что большинство ямальских школьников (в среднем 86%) без особого труда умеют находить и извлекать информацию из текста – обладают развитым умением «вычитывание». Потому данный вид читательских умений не вошел в региональный реестр затруднений.

Сложнее обстоят дела с двумя другими видами читательских умений – интерпретацией и оценкой прочитанной информации.

Уметь интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) содержащиеся в тексте сообщения могут в среднем 68% ямальских школьников. При этом максимальный процент учащихся, владеющих данным умением, зафиксирован в городе Губкинский – 77%. Тогда как в Красноселькупском, Тазовском, Шурышкарском, Приуральском и Ямальском районах этот показатель недостаточный и потому нашел свое отражение в реестре затруднений по региону.

Еще больше муниципалитетов попали в реестр по причине недостаточного процента учащихся с минимальным уровнем сформированности такого вида читательских умений как оценка. Проблемы с умением размышлять о сообщениях, содержащихся в тексте, и оценивать их с собственной точки зрения зафиксированы более чем у 40% обучающихся в Красноселькупском, Тазовском, Шурышкарском, Ямальском, Приуральском, Пуровском районах, городах Салехард и Муравленко.

При более подробном рассмотрении результатов учащихся по параллелям обнаруживается, что к 9 классу доля обучающихся со сформированными умениями работать с текстом постепенно увеличивается. Так, по данным мониторинга лишь у 60% ямальских пятиклассников на достаточном уровне сформирована читательская грамотность, в 7 классах доля таких обучающихся составляет 78%, а среди выпускников основной школы их уже 87%.

Несформированность как всей совокупности, так и отдельных умений по работе с текстом может значительно повлиять на успешность дальнейшего обучения учащихся в школе. Задача управленческих команд системы образования, – используя полученные данные, организовать специальную работу, как с учащимися в образовательной организации, так и с педагогами на уровне отдельных муниципалитетов или региона в целом, направленную на повышение уровня читательской грамотности школьников.

Реестр затруднений учащихся и другие материалы мониторинга размещены на соответствующей странице исследования  https://edu.rtsoko.ru/rsoko/proko/regiss/SitePages/16-17god.aspx


 


 

 

Региональный центр оценки качества образования

 
По теме
 
Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент, автономный округ), адрес: 629008, г. Салехард, ул.
20.07.2018
Ямальцы сами выберут приоритеты реализации региональной части программы «Сотрудничество». Инициативу поддержал Дмитрий Артюхов, площадкой станет портал «Живём на Севере» - Администрация г. Лабытнанги Опрос жителей Ямало-Ненецкого автономного округа по приоритетным направлениям финансирования программы «Сотрудничество» будет проведен с использованием информационного ресурса «Живем на Севере».
20.07.2018 Администрация г. Лабытнанги
Мода на активный образ жизни охватывает все больше людей, и спортплощадки стали одной из востребованных форм организации свободного времени.
13.07.2018 Газета Северная вахта
КРАСНЫЙ СЕВЕР / Галина Соловьева 7 июля во время последней игры российской сборной на чемпионате мира по футболу-2018 «Красный Север» решил болеть за наших вместе с горожанами.
09.07.2018 Красный Север
КРАСНЫЙ СЕВЕР / Ольга Крикливец Сотни жителей Ноябрьска и гостей города, несмотря на дождь, субботним вечером собрались на стадионе, чтобы поболеть за российскую футбольную сборную в игре с Хорватией.
08.07.2018 Красный Север
Ямальцы сами выберут приоритеты реализации региональной части программы «Сотрудничество». Инициативу поддержал Дмитрий Артюхов, площадкой станет портал «Живём на Севере» - Администрация г. Лабытнанги Опрос жителей Ямало-Ненецкого автономного округа по приоритетным направлениям финансирования программы «Сотрудничество» будет проведен с использованием информационного ресурса «Живем на Севере».
20.07.2018 Администрация г. Лабытнанги
Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент, автономный округ), адрес: 629008, г. Салехард, ул.
20.07.2018 Органы власти
КРАСНЫЙ СЕВЕР / архив Огню в ямальских лесах не дают разгуляться. Но обстановка на природе остается непростой: в округе по-прежнему регистрируют по нескольку новых пожаров в день.
21.07.2018 Красный Север