Правительство РФ приняло два постановления, которые вносят изменения в правила оказания туристических услуг и возмещения реального ущерба за испорченный отдых.
«Компенсации выплачиваются только в том случае, если туристы оплатили стоимость тура по договору, а туроператор свои обязательства не исполнил. Ущерб возмещается за счет страхования ответственности туроператоров в страховых компаниях. Также могут привлекаться выданные туроператору банковские гарантии», - пояснил «Российской газете» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Если страховки не хватает, то для выплат привлекаются средства фонда персональной ответственности. В случае банкротства туроператора фонд персональной ответственности распределяется пропорционально до последней копейки между пострадавшими. Возможность требовать возмещения ущерба у туристов возникает с того дня, когда туроператор публично заявил о прекращении своей деятельности из-за невозможности исполнения всех обязательств по договорам или когда Ростуризм исключил туроператора из реестра. Юрий Барзыкин отметил, что обратиться за компенсацией турист может не только к туроператору, но и к турагенту, у которого покупал путевку. Но при этом фонд персональной ответственности все же играет вспомогательную роль, потому что в нем, как правило, меньше денег, чем по сумме страховки.
Эксперты подчеркивают, что клиенты должны понимать особенности, связанные с возмещением ущерба. Например, если турист по вине одного туроператора не смог воспользоваться путевкой, но решил не срывать отпуск и купил тур у другого дороже, то разницу в цене компенсировать не будут. Также к реальному ущербу не относится компенсация морального вреда и другие факторы, не имеющие прямого отношения к формированию конкретного тура.
Напомним, что на днях Ростуризм получил право исключать из единого федерального реестра недобросовестных туроператоров, невзирая на формальные признаки, например, не дожидаясь объявления самой компании о банкротстве. Ярким примером нововведения стало исключение из реестра туроператора «Натали Турс». Несмотря на фактически сорванные туры, организация официально не объявляла о прекращении работы, хотя долг перед туристами и партнерами достигал 1,5 млрд. рублей, а общее число пострадавших курортников приблизилось к 30 тысячам.
«Раньше пострадавшие туристы могли рассчитывать на возмещение ущерба за неиспользованный тур только в случае приостановки деятельности самим туроператором. Теперь постановлением правительства им дается основание претендовать на компенсацию и в случае, если туроператора исключил из реестра Ростуризм, как это произошло с «Натали Турс», - пояснил Юрий Барзыкин.
Кроме того, по новому постановлению правительства, туроператоры должны уведомлять туристов о невозможности продолжать работу не только на собственных сайтах, но и на сайте «Турпомощи».