Правительство Российской Федерации определило Министерство транспорта России органом, уполномоченным на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения. Сегодня Правительство РФ опубликовало на официальном сайте информационное сообщение о некоторых вопросах развития железнодорожной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа.
Распоряжением Правительства №286-р установлены полномочия Минтранса России по рассмотрению предложения о заключении концессионного соглашения в отношении предполагаемых к созданию объектов железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым» в Ямало-Ненецком автономном округе. Строительство этих объектов предусмотрено проектом «Создание железнодорожного Северного широтного хода «Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» и железнодорожных подходов к нему».
В рамках реализации инфраструктурного проекта «Создание железнодорожного Северного широтного хода «Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» и железнодорожных подходов к нему» предусмотрено создание объектов железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым» на основе концессионного соглашения.
В соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, который принимает решение о возможности или невозможности его заключения, определяет Правительство России.
Напомним, проектная компания ОАО «РЖД» – партнёра Правительства ЯНАО по строительству Северного широтного хода – выступила с частной концессионной инициативой по реализации проекта. Документ был принят к рассмотрению Правительством Российской Федерации в соответствии с разработанной совместно с ОАО «РЖД» дорожной картой по реализации.
Также напомним, что на важность скорейшей реализации проекта Северный широтный ход в конце минувшего года обратил внимание Президент России Владимир Путин . Глава государства заявил, что эта железная дорога « сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути ».
На ежегодной пресс-конференции губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин отмечал, что строительство Северного широтного хода займёт 4-5 лет. «Этот проект полностью состоит из российских материалов. Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга, вагоны – это всё будет сделано руками российских специалистов. Это очень важно с точки зрения экономики», – подчеркнул глава региона. Он также обратил внимание на значимость строительства участка железной дороги «Бованенково – Сабетта», как логического продолжения Северного широтного хода: «Регионам нужен выход в Мировой океан. А выход один – через порт Сабетта… Огромный уральский промышленный комплекс, мог бы работать по короткому плечу и поставлять до Сабетты тот или иной груз и выходить в Мировой океан».
Опубликованное Правительством России распоряжение об установлении полномочий Минтранса России по рассмотрению предложения о заключении концессионного соглашения – это стратегически важный этап в реализации проекта «Создание железнодорожного Северного широтного хода».
Наша справка. Северный широтный ход – важнейший элемент арктической транспортной системы, предполагает создание железнодорожного коридора в 700 километров, соединит Северную и Свердловскую железные дороги.
ЯНАО инвестирует в строительство автомобильной части моста через Обь и передаст в федеральную собственность необходимые для строительства земельные участки. Соглашение о совместной реализации инвестпроекта заключили представители РЖД и «Газпрома». «Газпром» реконструирует железнодорожный участок «Надым — Пангоды» протяжённостью 112 км.
Строительство Северного широтного хода является важным условием транспортного обеспечения освоения богатейших месторождений Северного Урала и арктической зоны РФ. Проект позволяет сформировать стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике. Реализация проекта базируется на грузовой базе нефтегазовых месторождений в зоне влияния магистрали
Арктический транспортный коридор откроет стране кратчайший выход к Севморпути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны РФ.