Счёт кочевника

Оленей на Ямале много, как много и кочевых семей, для которых олени – вся жизнь. Не декоративная, не лакированная,    а настоящая, кочевая.

Эта активная полноправная  группа социума ставит перед властью свои проблемы, ждёт их решения.

Без достойного финансового обеспечения молодые люди и особенно девушки не желают подписываться на ведение пусть традиционного, но крайне тяжёлого быта вольного кочевника.

Одна из ключевых проблем тундровиков, которая может вызвать улыбку – нехватка невест. Молодёжь не желает каслать, переезжает в посёлки и города. И если парней ещё тянет на романтику странствований и вольной жизни в тундре, то для девушек стать женой-чумработницей перспектива незавидная. Дошло до смешного: парень с Ямальского района познакомился с девушкой из Приуральского района в интернете и вскоре забрал к себе. А панаевские и ярсалинские женихи находят невест в сеяхинской тундре.


ЯМАЛ – КИТАЮ

При таком уровне оттока молодёжи сами оленеводы оценивают свою будущность с долей скепсиса: лет 50 ещё оленеводство продержится, а потом примет какие-то иные формы. Главное, чтобы эти формы не выродились в миниатюрное загонное стадо, какое имеют сейчас китайские эвенки. Сами же китайцы давно присматриваются к ямальскому оленю.

На Международной бизнес-встрече в Китае ямальцы провели переговоры с китайской компанией – производителем биопрепаратов и медикаментов на основе продукции оленеводства.

Накануне этого события представители китайского предприятия во время визита в Салехард наметили сотрудничество с оленеводческими предприятиями.

Также на  площадке Международного центра  импортных продуктов питания World Food City (WFC) регион участвовал в переговорах с представителями продовольственной компании на предмет экспорта ямальской продукции,  и создания совместного производства.

– Развитая отрасль северного оленеводства даёт большие возможности для сотрудничества в торговле и в создании совместного производства с полным циклом переработки, – отметил начальник управления внешнеэкономических связей департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО Иван Тимкин.

К слову, оленьи панты в Поднебесной по значимости уступают только женьшеню. Протоколы о намерениях заключены, у оленеводов появится новый рынок сбыта. И, возможно, это вернёт молодёжь в тундру.


ЖИЗНЬ ОЛЕНЯ ВНЕ КИТАЙСКИХ ДЕКОРАЦИЙ

Первые упоминания об одомашненном олене находят у китайцев за 500 лет до н. э. А вот сколько столетий ямальскому оленеводству пока точно неизвестно. Кто-то утверждает, что оно зародилось тысячу лет назад, кто-то и вовсе даёт всего 500–600 лет. В любом случае, в Китае сегодня оленеводство пришло в упадок, а на Ямале – его расцвет.

В своё время китайские власти поступили недальновидно. Чтобы маленькие эвенки-оленеводы не кочевали туда-сюда через советско-китайскую границу, их переселили на территорию Китая и приписали к одному небольшому северному району. Китай выкупил всех оленей у оленеводов-частников, оставив при этом у своих старых хозяев, и выплачивая им зарплату за труд пастухов. Здесь, недалеко от китайского города Генхе, находятся и родовые общины, и небольшие фермочки, где занимаются оленеводством. Оленей не больше тысячи, а китайцам больше требуется не мясо, а нежные оленьи панты.


ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Группа исследователей и социологов Научного центра изучения Арктики провела исследования в Ямальском районе, чтобы выработать научные рекомендации для органов власти.

– Мы охватили население от Хэнской (Надымской) стороны до пролива Малыгина, – пояснил географию в своём докладе на ноябрьской конференции «Археология Арктики» Валерий Кибенко, научный сотрудник центра изучения Арктики. – Было две экспедиции – зимняя (декабрь 2016 года) и весенняя (март–апрель 2017 года). Прошли полторы тысячи километров на снегоходах. Выборка – 109 семей. Из них личные оленеводческие хозяйства у 87 семей. В личных хозяйствах минимальное стадо было 33 оленя, максимальное – 3000 голов. В общей сложности нами опрошенные оленеводы выпасают почти 37 тысяч голов. Стада сельхозпредприятий – 31 тысяча голов.

Экспедиции, как рассказал Валерий Кибенко, выявили четыре фактора, которые существенно влияют на отрасль: оленеёмкость пастбищ, ветеринарное обеспечение, промышленное освоение и социально-бытовая напряжённость.

– Оленеводы выделяют истощение пастбищ, это наиболее острая проблема для них, – продолжает Валерий Александрович. – Об истощении летних пастбищ речь не идёт. Из-за трав, грибов и ягод проблема, практически, отсутствует. А зимние – да. В районе Мыса Каменного, в разрытой оленем ямке мы видели корни растений, ягеля нет. Наблюдали опустынивание территорий, когда мелкие растения растут, но в основном – песок. Оленеводы отмечали и нехватку маршрутов каслания, большое поголовье у частников. Всё это говорит о перевыпасе.

Валерий Кибенко пояснил, что олень для оленевода – это его банковская карта, богатство. Сколько оленей нужно, чтобы семья могла считаться богатой, спрашивали эксперты. Расхождений в оценках почти не было: тысяча и более оленей. Бедная семья, по мнению оленеводов, это 100 и менее оленей. А вот для средней семьи разброс мнений большой – от 100 до 400 голов устроит середняка. В среднем, от 50 до 100 оленей на одного члена семьи – это, можно сказать, и есть тот самый неприкасаемый запас «на банковской карте». Немалую роль играет и то, сколько имеется другой собственности, ресурсов у кочевой семьи.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОСВОЕНИЯ

Другой значительный фактор влияния на оленеводство – развитие в округе компаний ТЭКа. Его экспедиции изучили не менее детально.

– Минусы, которые выделяют оленеводы, связаны в основном с землёй. Происходит, по мнению опрашиваемых, загрязнение тундры, водоёмов, нехватка пастбищ, – поясняет Валерий Кибенко. – Отрицательным считают и строительство дорог. Имеется в виду отсутствие переходов для оленей, разнос песка при отсыпке дорог.

Треть опрошенных оленеводов отмечают отсутствие положительных изменений от промышленного освоения полуострова, а ещё 20 процентов затруднились ответить. То есть, как отметил Валерий Александрович, около половины оленеводов не располагают достаточной информацией о том вкладе, который предприятия ТЭКа вносят в улучшение жизни кочевников через бюджет и другие источники. Впрочем, некоторое число опрошенных отметили в плюсах – наличие железной дороги, что позволяет ездить за продуктами, отправлять куда-то детей в теплом вагоне. Только 7 процентов опрошенных кочевников сказали, что ощущают какую-то помощь, остальным – недостаточно. Кто-то считает помощью призы на Днях оленевода. Участники экспедиции задали резонный вопрос: «А что бы хотели получить?». Наиболее частый ответ был «Повышение «кочевых» до 5 тысяч рублей». «Кочевые» – это региональная выплата за ведение кочевого образа жизни. А ещё есть большая потребность в дизтопливе. Оно используется для розжига печей, облегчает отопление жилища. Приобретается, между прочим, у нефтяников и газовиков, в том числе и бесплатно.

Один из важнейших факторов, влияющих на жизнь оленеводов, – цена за сбываемую продукцию. Какую цену кочевники желали бы видеть за свою продукцию на пунктах сбыта? Сейчас за I категорию мяса оленеводы в среднем получают около 200 рублей за килограмм, за II категорию мяса – 150 рублей. Один оленевод нашёл своего покупателя, которому сдаёт наилучшее мясо за 400 рублей/кило. А вот ожидаемая цена, конечно, немного отличается: от 250–270 рублей за лучшее мясо и до 250 рублей за мясо второй категории. Именно при таких оптимистичных расценках оленеводы готовы на треть увеличить забой.

Нина Фальшунова

 

 
По теме
Следствием установлено, что в августе 2023 года 33-летний житель Республики Башкортостан, находясь на трудовой вахте в одном из градообразующих предприятий Надымского района, тайно похитил мобильный телефон у своего коллеги.
УМВД Ямало-Ненецкого АО
Дружба в новых красках - Газета Полярный круг Испытания на знание традиций народов нашей большой страны На первом межрегиональном конкурсе «Самый дружный интеркласс», гостеприимной площадкой которого стал ЯМК, зрелищными выступлениями удивили команды школ из Салехарда,
Газета Полярный круг
Мы продолжаем знакомить вас с Героями Российской Федерации, которые приедут в Губкинский 5 - 6 апреля, чтобы принять участие в патриотическом форуме «Герои: от Руси до России».
Город Губкинский
Авиакомпания «Ямал» запускает акцию для ветеранов Великой Отечественной войны Марина Прохорова Фото предоставлено КП В преддверии Дня Победы авиакомпания «Ямал» запускает традиционную акцию для ветеранов Великой От
Комсомольская Правда