Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин и президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозёров обсудили на рабочей встрече важные для округа и всей страны вопросы реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ). Кроме того, на встрече был рассмотрен проект соглашения между ОАО «РЖД» и правительством ЯНАО, в котором будут прописаны права и обязанности сторон, темпы и особенности строительства СШХ на всех его участках.
В ходе рабочей встречи представителей ОАО «РЖД» и Ямало-Ненецкого автономного округа, которая прошла сегодня, 22 сентября, в Москве, были определены конкретные совместные действия по реализации проекта СШХ.
Отметим, такие стратегически важные инициативы, как «Создание и эксплуатация новой железнодорожной линии необщего пользования Бованенково - Сабетта», «Создание и эксплуатация железнодорожного Северного широтного хода», по предложению Ямала были включены в рабочую версию перечня приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны РФ.
Распоряжением Правительства РФ в марте 2016 года мост через Обь - как объект СШХ - был включен в Перечень крупных проектов с государственным участием. Федеральное агентство железнодорожного транспорта уведомило Правительство ЯНАО о подготовке бюджетных проектировок на 2017-2019 годы по финансированию объекта за счет федерального бюджета с учётом обеспечения реализации проекта в намеченные сроки.
«Северный широтный ход - очень сложный и серьёзный проект. Но он необходим стране, а Ямалу и ямальцам он нужен, как воздух» , - сказал губернатор ЯНАО.
Дмитрий Кобылкин в комментарии отметил, что округ со своей стороны делает всё возможное для реализации проекта, в том числе сформированы реальные предложения по инвестициям: регион готов софинансировать в 2017 году и плановом периоде строительство моста через Обь в сумме более 2-х миллиардов рублей.
В ОАО «РЖД» также подтвердили свои намерения по реализации стратегического проекта. Президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров сделал акцент на значимости и необходимости проекта СШХ для Российской Федерации.
Стороны выразили уверенность в том, что встреча будет способствовать ускорению решения практических вопросов строительства.
Наша справка. Строительство Северного широтного хода (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево) является важным условием транспортного обеспечения освоения богатейших месторождений Северного Урала. Проект позволяет сформировать стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике. Реализация проекта базируется на гарантированной и подтвержденной грузовладельцами грузовой базе железнодорожных перевозок. В настоящий момент имеется подтверждение на планируемый объем перевозок по Северному широтному ходу в объеме около 25 миллионов тонн в год.
Напомним, в состав Арктического транспортного коридора, входят шесть звеньев. Первое звено - мост через реку Надым (в сентябре 2015 г. введен в эксплуатацию автомобильный мостовой переход). Второе - линейный участок Северного широтного хода от Надыма до Салехарда (есть проект и договорённости с заинтересованными сторонами). Третье - мост через Обь в районе Салехарда (проект разработан, положительное заключение Главгосэкспертизы России получено). Четвертое - путь от станции Обская до станции Бованенково, которая сейчас является конечной точкой железной дороги, которую «Газпром» построил в начале этого века для освоения Бованенковского месторождения. Пятое звено - участок железной дороги от Бованенково до морского порта Сабетты (проект разработан). И, наконец, шестое звено - сам новый морской порт Сабетта, открывающий путь всей России в Мировой океан, - уже обеспечивает половину всего грузооборота Северного морского пути.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин акцентирует внимание на том, что Арктический транспортный коридор откроет стране кратчайший выход к Севморпути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, надёжно обеспечит геополитические и макроэкономические позиции страны в Арктике.