Мировой суд судебного участка № 1 МО г. Салехард назначил административное наказание ЗАО «Связной Логистика» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства».
Суть административного дела № 5-1034(1)2014 заключалась в следующем:
Закрытое акционерное общество «Связной Логистика» не выполнило в срок до 02.04.2014 года предписание № 49 должностного лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО. В предписании юридическому лицу было указано устранить выявленные при плановой проверке нарушения требований:
- Закона РФ «О защите прав потребителей»,
- ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники»,
- «Правил продажи отдельных видов товаров», утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 в магазинах, принадлежащих юридическому лицу, расположенных в городах автономного округа.
Предписание было получено ЗАО «Связной Логистика», законность его юридическим лицом не оспаривалась, своевременно предписание - не обжаловано. Таким образом, обязанность по его исполнению на юридическое лицо возлагалось в установленный документом срок - до 02.04.2014 года.
При проведении внеплановой выездной проверки в мае 2014 года было установлено, что в магазинах «Связной» г. Салехард и г. Новый Уренгой ЗАО «Связной Логистика» предписание не исполнено а именно:
- в заявление покупателя на проведение проверки качества и в заявление покупателя на проведение ремонта, заключаемые с потребителями, из текста заявлений не исключены и не внесены изменения в пункты, ущемляющие права потребителей:
- в заявление покупателя Я. на проведение проверки качества (код авторизации: 035194154) от 11.05.2014г., в приложение к заявлению без его согласия включены пункты, ущемляющие права потребителей:
- 1) отказываюсь от проведения ремонта по гарантии, принадлежащего мне товара и прошу ЗАО «Связной Логистика» (далее по тексту «Компания» выполнить следующее требование: провести обмен , что является нарушением п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1;
- 2) возвращаю товар в полной комплектации и утверждаю, что дефект товара проявился не по моей вине, условия хранения и эксплуатации данного товара мною полностью соблюдались, что является нарушение п.п. 5, 6 ст. 18, п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1;
- 3) если в результате проведённой диагностики товара в нём не будет выявлено недостатков или будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие использования не по назначению, нарушения условий хранения и эксплуатации, то я обязуюсь принять товар обратно без удовлетворения моего требования, что является нарушением п.п. 5,6 ст. 18, п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1;
- во время проведения проверки качества все личные электронные данные, файлы и настройки пользователя могут быть уничтожены, все настройки оборудования обнулены до заводских, что является нарушением п. 1, 2, 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1 и не соответствует п. 2 ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники», п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17;
-после проведения проверки качества (диагностики) товара производится обновление программного обеспечения до версии, рекомендованной производителем. Обновление программного обеспечения рекомендовано производителем как обязательная профилактическая процедура и не классифицируется как ремонт, что является нарушением п. 1, 2, 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1 и не соответствует п. 2 ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники», п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17;
- оборудование принято без повреждения заявленных мной неисправностей, без разборки и проверки внутренних повреждений. Я подтверждаю, что все неисправности и внутренние повреждения, которые могут быть обнаружены в оборудовании в процессе сервисного обслуживания, возникли до приёма оборудования, что является нарушением п.п. 5, 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1.
- я принимаю на себя риск, связанный с возможным проявлением в данном оборудовании дефектов, не указанных в настоящим заявлении, а также риск возможной полной или частичной утраты работоспособности оборудования или отдельных его узлов и блоков в процессе устранения недостатков в случае наличия в оборудовании следов электрохимической коррозии, попадании влаги, механических повреждений, что является нарушением п.п. 1,5,6 ст. 18, п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1;
-6) подтверждаю, что я осведомлён и согласен со следующими условиями хранения клиентской техники:
- максимальный срок проведения проверки качества составляет 20 дней. Течение срока начинается на следующий день после передачи клиентом аппарата компании (в соответствии со ст. 191 ГК РФ).
-по истечении максимального срока ремонта я обязуюсь забрать изделие (телефон) в течение 30 календарных дней (в соответствии с п. 1 статья 899 ГК РФ).
- по истечении 30 - дневного срока бесплатного хранения за дальнейшее хранение Исполнителем взимается плата в размере 30 рублей в сутки (в соответствии с п. 1 статьи 896 ГК РФ).
- при неисполнении мной обязанности забрать изделие (телефон) из ремонта, по истечении 2 месяцев с момента начала платного хранения, оборудование становиться мной невостребованным. Тем самым я отказываюсь от своего права на данное имущество (оборудование), и Компания имеет право реализовать данное имущество в счёт возмещения убытков за хранения изделия , что является нарушением п.п. 1,2,3, ст. 16, п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1.
- в заявление покупателя Х. на проведение ремонта (код авторизации: 035194154) от 13.05.2014г., в приложение к заявлению без его согласия включены пункты, ущемляющие права потребителей, а именно:
- если в результате проведённой диагностики товара в нём не будет выявлено недостатков или будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие использования его не по назначению, нарушения условий хранения и эксплуатации, то я обязуюсь принять товар обратно без проведения ремонта , что является нарушением п.п. 5, 6 ст. 18, п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1.
- во время проведения проверки качества все личные электронные данные, файлы и настройки пользователя могут быть уничтожены, все настройки оборудования обнулены до заводских, что является нарушением п. 1, 2, 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1 и не соответствует п. 2 ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники», п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17;
- оборудование принято без повреждения заявленных мной неисправностей, без разборки и проверки внутренних повреждений. Я подтверждаю, что все неисправности и внутренние повреждения, которые могут быть обнаружены в оборудовании в процессе сервисного обслуживания, возникли до приёма оборудования, что является нарушением п.п. 5, 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1.
- я принимаю на себя риск, связанный с возможным проявлением в данном оборудовании дефектов, не указанных в настоящим заявлении, а также риск возможной полной или частичной утраты работоспособности оборудования или отдельных его узлов и блоков в процессе устранения недостатков в случае наличия в оборудовании следов электрохимической коррозии, попадании влаги, механических повреждений, что является нарушением п.п. 1,5,6 ст. 18, п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1.
-5) подтверждаю, что я осведомлён и согласен со следующими условиями хранения клиентской техники:
- максимальный срок ремонта, осуществляемого на гарантийной или платной основе, составляет 45 дней. Течение срока начинается на следующий день после передачи клиентом аппарата компании (в соответствии со ст. 191 ГК РФ).
-по истечении максимального срока ремонта я обязуюсь забрать изделие (телефон) в течение 30 календарных дней (в соответствии с п. 1 статья 899 ГК РФ).
- по истечении 30 - дневного срока бесплатного хранения за дальнейшее хранение Исполнителем взимается плата в размере 30 рублей в сутки (в соответствии с п. 1 статьи 896 ГК РФ).
- при неисполнении мной обязанности забрать изделие (телефон) из ремонта, по истечении 2 месяцев с момента начала платного хранения, оборудование становиться мной невостребованным. Тем самым я отказываюсь от своего права на данное имущество (оборудование), и Компания имеет право реализовать данное имущество в счёт возмещения убытков за хранения изделия , что является нарушением п.п. 1,2,3, ст. 16, п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1.
Аналогичные нарушения, установлены и в других заявлениях покупателя на проведение проверки качества и в заявлениях покупателя на проведение ремонта, заключаемые с потребителями, без их согласия включены пункты, ущемляющие права потребителей. Так как ЗАО «Связной Логистика», выдаёт данные заявления потребителям обратившиеся в период гарантийного обслуживания, в случаях обнаружения недостатка в товаре.
В ходе проведения проверки: в г.Новый Уренгой установлено, что ЗАО «Связной Логистика» не исполнило предписание следующим образом: по представленному товарному чеку № 203072 от 13.05.2014 г. и приложению к заявлению покупателя на проведение ремонта установлено, что нарушения не устранены . В нарушение требований п. 51, 46 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» (постановление Правительства №55 от 19.01.1998г.) в товарном чеке нет наименования продавца. В нарушение ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», приложение к заявлению покупателя (потребителя) на проведение ремонта содержит пункты, ущемляющие права потребителя, а именно: пункт 2
- если в результате проведения диагностики товара в нем не будет выявлено недостатков или будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие использования его по назначению, нарушения условий хранения и эксплуатации, то потребитель обязуется принять товар обратно без проведения ремонта;
- потребитель принимает риск, связанный с возможным проявлением в сданном оборудовании дефектов, не указанных в настоящем заявлении, а также риск возможной полной или частичной утраты работоспособности оборудования или его отдельных узлов и блоков в процессе устранения недостатков в случае наличия в оборудовании следов электрохимической коррозии, попадания влаги, механических повреждений;
-пункт 5 - по истечении максимального срока ремонта потребитель обязуется забрать изделие в течение 30 календарных дней (в соответствии с п.1 ст.899 ГК РФ);
- по истечении 30-дневного срока бесплатного хранения за дальнейшее хранение исполнителем взимается плата в размере 30 рублей в сутки (в соответствии с п.1 ст. 896 ГК РФ);
- при неисполнении потребителем обязанности забрать изделие из ремонта, по истечении 2 месяцев с момента начала платного хранения, оборудование становится невостребованным потребителю. Тем самым потребитель отказывается от своего права на данное имущество (оборудование), и Компания имеет право реализовать данное имущество в счет возмещения убытков за хранение изделия.
В связи с чем, должностным лицом Управления на основании Акта проверки был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО «Связной Логистика». Деяние квалифицировано по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - « Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства» .
В итоге, рассмотрев протокол об административном правонарушении и все материалы Управления по данному делу, мировой судья судебного участка № 1 пришел к выводу о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Своим Постановлением мировой суд назначил ЗАО «Связной Логистика» наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Отметим, что данное Постановление юридическим лицом не обжаловано, оно вступило в законную силу.