Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в сфере предоставления потребителям финансовых услуг за 2016 год.

В 2016 году Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО и его территориальными отделами в рамках исполнения возложенных полномочий было рассмотрено 104 поступивших обращений от граждан в сфере предоставления финансовых услуг, в том числе 69 обращений в письменном виде и 35 устных обращений. Из них: около 20 % от общего количества обращений поступило в сегменте страховой деятельности; 68 % от общего количества поступивших обращений - в сегменте банковской деятельности; 12% - в сегменте микрофинансовой деятельности.

Специалистами Управления и его территориальных отделов был принят исчерпывающий комплекс мер при рассмотрении обращений граждан. А именно:

- гражданам дано 72 разъяснения норм действующего потребительского законодательства РФ с алгоритмом действий, в том числе подготовлено 25 письменных досудебных претензий к кредитным и страховым организациям;

- 25 обращений были направлены по подведомственности;

- 3 жалобы потребителей стали основаниями для проведения внеплановых проверок в отношении кредитных организаций. Кроме того, по результатам рассмотрения 1 письменного заявления было возбуждено административное расследование.

В 5 % случаях от общего количества обращений между банками и потребителями достигнуто соглашение по претензиям.

Помимо этого, гражданам была оказана судебная защита нарушенных прав потребителей. В частности, подготовлено 5 исков от имени Управления в защиту конкретных потребителей, в 4 случаях - к страховым организациям и в 1 случае - к банковской организации.

В сфере предоставления финансовых услуг населению Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО и его территориальными отделами в 2016 году проведено 10 проверок (против 7 проверок в 2015 году), из них: 3 плановых и 7 внеплановых мероприятий по контролю. Нарушения норм потребительского и санитарного законодательства РФ выявлены при 5 проверках: 3 плановые и 2 внеплановые проверки. Анализируя характер нарушений, следует отметить, что нарушения выявлялись специалистами как непосредственно в офисах кредитных организаций, так и при изучении кредитных и иных договоров (в их типовых формах, в уже заключенных договорах между банком и конкретным физическим лицом). Характеризуются выявленные нарушения следующим образом:

- при заключении договоров в их содержание банки включали условия, ущемляющие права потребителей (в качестве примера - навязанное условие о страховании жизни и утраты трудоспособности при получении потребительского кредита);

- при заключении договоров в их содержании отсутствовала необходимая информации об исполнителе услуг или иная обязательная информация о предоставляемой финансовой услуге банка, обязанность предоставления которой предусмотрено банковским или потребительским законодательством РФ;

- в офисе некоторых кредитных организаций потребителям не предоставлялась для ознакомления наглядная информация о кредитной организации, о финансовых услугах определенного вида.

В отдельных случаях кредитные организации нарушали требования Федерального закона от 23.02.2013 года №  15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» действующие санитарные правила.

При проверках выявлено 17 нарушений. Из которых более 80 % от общего количества нарушений относятся к несоблюдению кредитными организациями требований Закона РФ «О защите прав потребителей», 18 % от общего количества нарушений относятся к несоблюдению требований: Федерального закона от 21.12. 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» Федерального закона от 23.02.2013 года №  15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», действующих санитарных правил.

По результатам плановых и внеплановых мероприятий по контролю, банкам выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений; составлено 5 протоколов об административных правонарушениях. Кредитным организациям выдано 3 представления. Все протоколы об административных правонарушениях были составлены в отношении юридических лиц. Вынесено 3 постановления о наложение административного штрафа на общую сумму 62  000 рублей, 2 постановления - о вынесении административного наказания в виде предупреждения. В результате надзора применены следующие статьи КоАП РФ: ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ - «не предоставление всей необходимой информации об исполнителе, об услуге», ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ - «включение в договоры, условий, ущемляющих права потребителя», ст. 6.25 КоАП РФ - «н есоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», ст. 6.3 КоАП РФ - «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

В качестве примера контрольно-надзорной деятельности в сфере предоставления населению финансовых услуг можно привести следующее мероприятие:

- при проведении плановой документарной выездной проверки в отношении ПАО Сбербанк, в офисах и отделениях юридического лица, расположенных на территории ЯНАО было выявлено, что потребителям не предоставлялась для ознакомления наглядная информация о кредитной организации, о некоторых финансовых услугах определенного вида. Помимо этого, при входе в офисы банка отсутствовал знак о запрете курения. В нарушение п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в период проверки в отдельных операционных офисах банка отсутствовали программы производственного контроля за 2015-2016 годы, лабораторные инструментальные исследования не проводились. Помимо этого, в офисах отсутствовали сведения по прохождению периодических медицинских осмотров, что стало нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. № 302н, заключительные акты медицинских осмотров от должностных лиц отдельных офисов не представлялись. По результатам проверки в отношении ПАО Сбербанк выдано предписание об устранении выявленных нарушений, составлено 3 протокола об административных правонарушениях в отношении юридического лица, в том числе: 1 протокол по ст. 6.3 КоАП РФ, 1 протокол по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, 1 протокол по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ. В последующем вынесено 2 постановления о назначении наказаний в виде административных штрафов на сумму 40000 рублей, а по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ вынесено - предупреждение.

Специалистами Управления и территориальных отделов за вышеуказанный период в соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» дано 62 заключения в суде (против 75 - в 2015 году), из них в пользу потребителей по заключениям государственного органа удовлетворено 59 исков. По остальным искам потребителей по состоянию на отчетный период судебные процессы не были завершены, в связи с судебными запросами предоставления дополнительных сведений от ответчиков и третьих лиц. Индикативный показатель эффективности судебной защиты достаточно высок и составил 95,1 % удельного веса удовлетворенных исков в пользу потребителей (практически на уровне 2015 года).

Судебные споры в 2016 году касались взыскания в пользу потребителей незаконно уплаченных денежных средств, в виде комиссий за предоставление кредита, взыскания уплаченных страховых премий по страхованию потери жизни и трудоспособности при получении кредитов. При этом стоит отметить, что около 70 % от общего количества рассмотренных гражданских дел по финансовым услугам приходится на споры потребителей по взысканию уплаченных страховых премий, а 30 % - на споры по взысканию в пользу потребителей незаконно уплаченных денежных средств, в виде комиссий за предоставление кредита. В единичных случаях пострадавшие потребители взыскивали через суд материальный ущерб от мошеннических действий третьих лиц по незаконному списанию денежных средств с их банковских карт.

От имени Управления за 2016 год в рамках реализации полномочий, определенных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» в суды направлено 5 исковых заявлений в защиту конкретных потребителей. Из 5 направленных исков, судами были рассмотрены на отчётный период 4 иска, в 4 случаях судами вынесены решения в пользу потребителей. Общая сумма присужденных судом денежных средств в пользу потребителей по искам составила 163 500 рублей.

Общая сумма же присужденных судом денежных средств в пользу потребителей по заключениям государственного органа и искам в данном сегменте потребительских правоотношений составила 3  184 000 рублей, в том числе 168 300 рублей компенсации морального вреда.

В качестве примера из судебной практики можно привести гражданское дело №2-1433-4/2016  в сфере оказания финансовых услуг.

Решением мирового суда г. Ноябрьска по делу №2-1433-4/2016 были удовлетворены исковые требования потребителя С. к Коммерческому банку «Московское ипотечное агентство» (акционерное общество) о взыскании денежных средств, уплаченных им за незаконную комиссию при выдаче кредита. В обосновании своих требований потребитель С. указал, что в августе 2013 года он заключил с ответчиком кредитный договор сроком на 10 лет. В соответствии с п. 5.1.5 кредитного Договора в день выдачи кредита он обязан был уплатить комиссию банку за выдачу кредита, которая составила сумму 21 000 рублей. Данное условие в договоре было навязанным и носило обязательно-властный характер. Денежные средства истец внес в день получения кредита в полном объеме. Считал действия банка, по взиманию комиссии, несоответствующими требованиям закона, просил суд признать пункт 5.1.5. недействительным,   вернуть ему уплаченные 21  000 рублей, а также компенсировать моральный вред в размере 5000 рублей, наложить штраф на кредитную организацию за неудовлетворение его требований в досудебном порядке (по претензии) и взыскать в его пользу понесенные судебные расходы.

                    Территориальный отдел Управления в городах Ноябрьск и Муравленко поддержал иск гражданина С. и направил в мировой суд письменное заключение по делу в целях защиты прав потребителя. В заключении   государственного органа было указано, что действия ответчика по взиманию комиссии в ситуации потребителя С. являются несоблюдением требований п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», следовательно ущемляют его права и являются незаконным. А согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.  В итоге суд решил:  - признать п. 5.1.5 кредитного Договора недействительным; взыскать с Коммерческого банка «Московское ипотечное агентство» (акционерное общество) в пользу потребителя С. денежные средства в сумме 21  000 рублей; неустойку в размере 20  160 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1  000 рублей, штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей в сумме 21 080 рублей, судебные расходы.  А всего по решению суда в пользу потребителя было взыскано с банка  68  240 рублей.

По каналам информационной связи специалистами Управления дано 15 разъяснений потребителям, в том числе на следующие темы: «Банковские пластиковые карты, порядок их использования», «Защита прав потребителей при незаконном списании денежных средств», «Изучение условий кредитования, правовые последствия неисполнения банком договорных обязательств по своевременному предоставлению кредита», «Страхование банковских вкладов физических лиц, разъяснение действия Федерального закона от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», «Информирование потребителей о порядке отказа от навязывания дополнительных страховок при заключении кредитных договоров».

На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу размещен баннер с актуальной информацией по финансовым услугам «Повышение финансовой грамотности потребителей». В течение всего года проведена большая работа по информированию граждан в этом сегменте, направление деятельности Управления в сфере предоставления финансовых услуг пятый год подряд является приоритетным. Результатом проведения разъяснительной работы является, в том числе и меньшее количество нарушений, выявляемых при проведении проверок. Наблюдается снижение общего количества возбужденных административных дел об административных правонарушениях.






 
По теме
Каждому рыболову – по улову! - МЧС Надымские огнеборцы не только приходят на помощь первыми, вступая в непримиримую борьбу с огнем, но и имеют активную жизненную позицию, разносторонние интересы, участвуют в различных городских и районных мероприятиях,
22.07.2018
 
Управление МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу призывает граждан активнее пользоваться порталом государственных и муниципальных услуг посредством сети Интернет.
21.07.2018
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев встретился с Министром внутренних дел Республики Казахстан генерал–полковником полиции Калмуханбетом Касымовым.
20.07.2018
 
JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АО Сегодня в Баку Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев и главы МВД Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызской Республики, Молдова,
20.07.2018
JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АО 20 июля 2018 в рамках акции «Мы – граждане России» в Администрации Приуральского района состоялось торжественное вручение главного документа – паспорта гражданина Российской Федерации – подросткам, достигшим 14-летнего возраста.
20.07.2018
 
JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АО «Сегодня Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев принял участие в очередном заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ,
20.07.2018
JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АО Для обеспечения безопасности несовершеннолетних на дороге сотрудниками Госавтоинспекции города Ноябрьска совместно с руководящим составом клуба«Высокий полет» организован и проведен круглый стол для воспитанников клуба.
20.07.2018
Каждому рыболову – по улову! - МЧС Надымские огнеборцы не только приходят на помощь первыми, вступая в непримиримую борьбу с огнем, но и имеют активную жизненную позицию, разносторонние интересы, участвуют в различных городских и районных мероприятиях,
22.07.2018 МЧС
Ямальцы вышли на тренировку в Международный день бокса - Ноябрьск 24 Сегодня во всем мире отмечается Международный день бокса. Принято считать, что спортивным единоборством бокс стал в 688 году до нашей эры, когда кулачные бои впервые были включены в программу античных Олимпийских игр.
22.07.2018 Ноябрьск 24
Мода на активный образ жизни охватывает все больше людей, и спортплощадки стали одной из востребованных форм организации свободного времени.
13.07.2018 Газета Северная вахта
КРАСНЫЙ СЕВЕР / Галина Соловьева 7 июля во время последней игры российской сборной на чемпионате мира по футболу-2018 «Красный Север» решил болеть за наших вместе с горожанами.
09.07.2018 Красный Север
КРАСНЫЙ СЕВЕР / Ольга Крикливец Сотни жителей Ноябрьска и гостей города, несмотря на дождь, субботним вечером собрались на стадионе, чтобы поболеть за российскую футбольную сборную в игре с Хорватией.
08.07.2018 Красный Север
Ямальцы сами выберут приоритеты реализации региональной части программы «Сотрудничество». Инициативу поддержал Дмитрий Артюхов, площадкой станет портал «Живём на Севере» - Администрация г. Лабытнанги Опрос жителей Ямало-Ненецкого автономного округа по приоритетным направлениям финансирования программы «Сотрудничество» будет проведен с использованием информационного ресурса «Живем на Севере».
20.07.2018 Администрация г. Лабытнанги
КРАСНЫЙ СЕВЕР / архив Огню в ямальских лесах не дают разгуляться. Но обстановка на природе остается непростой: в округе по-прежнему регистрируют по нескольку новых пожаров в день.
21.07.2018 Красный Север