Ответы на вопросы участников публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по ЯНАО за 3 кв. 2017 года

Вопрос: Какая  административная  ответственность предусмотрена за торговлю фальсифицированными пищевыми продуктами?

Ответ:   Понятие  фальсифицированные пищевые продукты содержится в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия - пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Поэтому торговля указанными продуктами является нарушением требований "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" и влечет административную ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ. Статья содержит 3 части, наказание по ч.1 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правонарушения, квалифицируемые по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Повторное совершение такого же административного влечет, в соответствии с ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.



Вопрос: Какая кратность проведения плановых проверок образовательных учреждений предусмотрена законодательством?

Ответ:  Согласно  статьи 9 ч.2  Федерального Закона   "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"  плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено  частями 9  и  9.3  настоящей статьи.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.  Перечень  таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 944 от 23.11.2009 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»: образовательные учреждения (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее общее - не чаще 1 раза в год; детские лагеря на время каникул - 1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену.


Вопрос: Правомерно ли выявление сотрудниками Роспотребнадзора иных нарушений, не указанных в обращении потребителя (не предусмотренных в распоряжении о проведении проверки)? Например: цель проверки - ценообразование, а выявленные нарушения - продукция с истекшим сроком годности?

Ответ:  При проведении проверки по обращению потребителя могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны в обращении. Однако, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.



Вопрос:  Вправе ли надзорный орган запрашивать у юридического лица документы в ходе проверки?

Ответ:  Да. В соответствии со  ст. 11 ч.4 Федерального закона № 294-ФЗ (документарная проверка) в  случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, орган государственного контроля (надзора), направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.  В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицо, подлежащее проверке, направляет указанные в запросе документы,



Вопрос: В какие сроки должны уведомить индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой проверки?

Ответ:   Согласно положениям пункта  16 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» опроведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в  пункте 2 части 2  настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. В то же время, при проведении проверок по контролю (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предварительное уведомление не осуществляется. Это закреплено ст. 1 ч. 4 п.35  Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст. 13 ч.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".


Вопрос: Можно ли сократить количество запрашиваемых для плановой проверки документов в бумажном виде и заменить их на электронные?

Ответ:  Сократить вряд ли, а в электронном - можно.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.14 Закон №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).  Типовая форма  распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются: перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Предоставление документов в электронной форме предусмотрено ст. 11 ч.6 указанного закона, при этом документы в форме электронных, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.


Вопрос: Подлежит ли плановой проверке организация, осуществляющая деятельность в сфере здравоохранения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, если как юридическое     лицо она     зарегистрирована в г. Москве, на территории ЯНАО находится обособленное подразделение?

Ответ: Да.  В соответствии с  п.1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями. При этом, согласно ст. 13 ч.4 данного закона, срок проведения каждой из предусмотренных  статьями 11  и  12  настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.


Вопрос: Если сотрудник Роспотребнадзора приходит с проверкой в магазин по жалобе на качество определенной пищевой продукции, может ли он проверять иную, не указанную в обращении продукцию?

Ответ : Нет. Согласно ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.


Вопрос: На каком основании сотрудники РПН могут проводить внеплановую проверку?

ОТВЕТ:  Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в  частях 1  и  2 статьи 8.1  настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.


Вопрос: По результатам внеплановой проверки Роспотребнадзора,  c удом временно приостановлена деятельность предприятия общественного питания на 90 суток. Через какое время Роспотребнадзор имеет право проводить плановую проверку данного предприятия?

ОТВЕТ:  Если субъект малого бизнеса, то на следующий год (ст. 26.1.  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).


Вопрос: 1 января 2017 года в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введено такое понятие, как контрольная закупка, проводятся ли в настоящее время «контрольные закупки» Роспотребнадзором

Ответ: К онтрольная закупка Роспотребнадзором не проводится. В соответствии с пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

В то же время Роспотребнадзором подготовлен законопроект о внесении на этот счет соответствующих изменений в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения.


Вопрос:   Правомерно ли включение устраненных в ходе проведения нарушений в предписание с наложением штрафных санкций?

Ответ:   Да, факт нарушений был установлен в ходе проверки. Устранение нарушений в ходе проведения проверки является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В соответствии с п. 1 ст.17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны - выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.


Вопрос: Какими нормативными документами устанавливаются санитарно-противоэпидемические требования к учреждениям среднего профессионального образования?

Ответ:  Специальных санитарных правил и норм, устанавливающие требования к учреждениям среднего профессионального образования, нет.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий руководствуются общие санитарные правила, устанавливающие требования к уровням искусственной освещённости, параметрам микроклимата, использованию электронно-вычислительной техники, качеству питьевой воды, качеству воздуха закрытых помещений.

В отношении средних профессиональных образований действуют санитарные правила, регламентирующие организацию питания обучающихся в данных учреждениях.


Вопрос: Какие требования Роспотребнадзора есть к Кальянным кафе расположенным в многоквартирных домах? Допускается ли при кальянной продажа спиртных напитков?

Ответ:   К кальянным кафе применяются требования санитарных правил к деятельности предприятий общественного питания, в соответствии с которыми организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

Продажа алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, где организованы кальянные допускается при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.


Вопрос:   Подлежат ли работающие с ПЭВМ медосмотру, если работа за ПЭВМ составляет менее 50% рабочего времени?

Ответ:   Согласно санитарным правилам, регламентирующим организацию работы с ПЭВМ, лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ) должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры в установленном порядке, если по уровню своего воздействия отнесены к вредным и опасным классам, что устанавливается по результатам аттестации рабочих мест либо специальной оценки труда.



Вопрос: Можно ли использовать в питании обучающихся, воспитанников биологически активные добавки к пище (БАД) и, если можно то какие?

Ответ:   Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания  микронутриентами, включающими в себя витамины и минеральные соли.
Для этого могут быть использованы в меню специализированные продукты питания, обогащенные  микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд специальными витаминно-минеральными премиксами.
В эндемичных по недостатку отдельных  микроэлементов регионах необходимо использовать в питании обогащенные пищевые продукты и продовольственное сырье промышленного выпуска.

При организации дополнительного обогащения рациона  микронутриентами необходим строгий учет суммарного количества  микронутриентов, поступающих с рационами.

Замена  витаминизации блюд выдачей поливитаминных препаратов в виде драже, таблетки, пастилки и других форм не допускается.
О проводимых в учреждении мероприятиях по профилактике витаминной имикроэлементной недостаточности администрация образовательного учреждения должна информировать родителей обучающихся.

Перечень БАД, разрешенных для использования в питании детей, регламентирован санитарными правилами по организации детского питания.


Вопрос: Какие дезинфицирующие средства рекомендуются для использования в образовательных учреждениях и на объектах питания обучающихся, воспитанников?

Ответ:   Строгий перечень применяемых дезинфицирующих средств не регламентирован санитарными правилами.  В образовательных организациях и на предприятиях общественного питания применяются моющие и  дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке  к применению в детских учреждениях, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в недоступных для детей специально отведенных местах в упаковке производителя.

При проведении генеральной уборки всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей  дезинфекцией рекомендуется использовать  дезинфицирующие средства с вирулицидным эффектом.

С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательном учреждении проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Вопрос: Как часто проводится санитарная обработка транспорта для перевозки кремовых кондитерских изделий? В какой период проводится санитарная обработка тары для перевозки кремовых кондитерских изделий? Какие сопроводительные документы должны быть для перевозки кремовых изделий в своей сети?

Ответ:   Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно дезинфицируются средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном  порядке.

Внутрицеховую тару и инвентарь после освобождения от продуктов подвергают тщательной механической очистке, моют, просушивают и хранят на специально выделенных стеллажах.

Оборотную тару (лотки, листы, крышки), используемую для транспортировки кондитерских изделий, после каждого возврата из торговой сети промывают моющими и дезинфицирующими средствами, ополаскивают горячей водой и просушивают в отдельном помещении.

Реализация кремовых кондитерских изделий, в т.ч. в собственной торговой сети, осуществляется при наличии сопроводительных документов, подтверждающих ее происхождение, качество, безопасность и прослеживаемость: товарно-транспортная накладная, декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза.


Вопрос: Надо ли измерять электромагнитные поля у жидкокристаллических мониторов?

Ответ:   ПЭВМ должны соответствовать действующим санитарным правилам, определяющим гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Перечень контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов включает, в том числе, уровни ЭМП.

Вопрос: Покупатель обратился с жалобой на возникновение признаков пищевого отравления после употребления произведенной на нашем предприятии пищевой продукции, по результатам анализов выявлен стафилококк. Если покупатель сам является носителем стафилококка и был болен до приема продукции, то кто виноват? Если покупатель решил воспользоваться своим заболеванием для извлечения выгоды? Как выявить?

Ответ:  При расследовании указанного случая отравления в ходе проведения проверки специалистами Управления лабораторно будет исследована выпускаемая пищевая продукция, смывы с объектов внешней среды, обследован персонал предприятия на наличие стафилококка. В зависимости от результатов проверки и проведенных лабораторных исследований делается вывод о вероятном источнике и виновности или невиновности лица. 


Вопрос: Ответственность за отсутствие договора на сбор и утилизацию ртутьсодержащих бытовых отходов?

    Ответ:   Ответственность за хранение и утилизацию ртутьсодержащих опасных отходов организациями предусмотрена статьей 8.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.



Вопрос: Какая должна быть температура воздуха в помещениях оздоровительного лагеря?

Ответ:  Согласно требованиям санитарных правил температура воздуха в помещениях оздоровительного учреждения не должна быть ниже 18°С, относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.


Вопрос: Как работникам предприятий общественного питания и торговли пройти гигиеническую подготовку?

ОТВЕТ :  Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды.

Работник может пройти гигиеническую подготовку непосредственно в Центре гигиены и эпидемиологии, прослушав лекцию и пройдя тестирование. В ФБУЗ ЦГиЭ в ЯНАО реализовано дистанционное обучение и сдача зачета.

Отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации вносится в личную медицинскую книжку установленного образца.


Вопрос: Необходимо ли осуществлять производственный контроль на предприятиях общественного питания и торговли? Кто должен составить программу производственного контроля?

ОТВЕТ : Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится во всех организациях, независимо от форм собственности, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов.

Программа производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности.

Необходимые изменения, дополнения в программу производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменений деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации.


Лабораторные исследования в рамках производственного контроля планируются в соответствии  с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований

осуществляются аккредитованной в установленном порядке лабораторией.


Вопрос: При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований продукции- необходимо ли повторно исследовать продукцию в удвоенном размере или достаточно исследовать одну пробу (образец)?

ОТВЕТ:   При неудовлетворительных результатах лабораторных исследований продукции повторно исследуется удвоенное количество образцов, проводится дополнительный контроль производства по ходу технологического процесса, сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, воды и воздуха, санитарной одежды, рук работников организации, санитарно-гигиенического состояния всех рабочих помещений.

При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований разрабатываются и проводятся необходимые санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Обеспечивает организацию производственного и лабораторного контроля руководитель организации.

Вопрос: Какие технические регламенты действуют в сфере торговли продуктами питания и общественного питания?

ОТВЕТ:   Согласно положений Федерального закона «О техническом регулировании» предметом государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов являются объекты технического регулирования: продукция и связанные с требованиями к продукции процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В настоящее время деятельность в указанной сфере регламентируется 12-ю ТР ТС.

1)ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции"

2)ТР ТС 033/2013  «О безопасности молока и молочной продукции"

3)ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки».

4)ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»,

5)ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»

6)ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»

7)ТР ТС 029/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»

8)ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»,

9)ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».

10)ТР ЕАЭС 040/2016 «"О безопасности рыбы и рыбной продукции" вступил в силу с 1 сентября 2017г.

11)ТР ТС 035/2014 "Технический регламент на табачную продукцию"

12)ТС 005/2011 "О безопасности упаковки".


Вопрос: Обязательно ли проходить сертификацию ХАССП?

ОТВЕТ:   Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза о безопасности пищевой продукции при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разрабатывать, внедрять и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, что предусматривает  систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

В число таких производителей пищевой продукции входят не только собственно пищевые производства (например, мясокомбинаты, молокозаводы, и другие крупные товаропроизводители), но и субъекты, предоставляющие пищевую продукцию конечным производителям (например, столовые, пищеблоки столовых, школ, детских садов и т.д.).

Сертификация системы ХАССП является добровольной.  Наличие сертификата в системе сертификации ХАССП является обязательным при экспорте продукции в европейские страны, США и др.



Вопрос: Какие мероприятия проводятся при утренней приемке детей?

Ответ:   Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.


Вопрос: Необходимо ли сотрудникам пищеблока образовательной организации повторно проходить гигиеническое обучение и аттестацию перед открытием оздоровительного учреждений, если оздоровительный лагерь открывается на базе образовательной организации?

Ответ:   К работе в оздоровительные учреждения допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится не реже одного раза в два года.


Вопрос: За какой период времени перед открытием оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей на базе оздоровительной организации необходимо известить Управление Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную организацию?

Ответ:   Оформление и выдача СЭЗ осуществляется в срок не более 30 дней, соответственно заявление на выдачу СЭЗ с приложением экспертного заключения необходимо подать за 30 дней.

Учредителю оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей необходимо в срок не менее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме работы, количестве оздоровительных смен и количестве оздоравливаемых детей и не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения предоставить документы в соответствии с установленным перечнем.



Вопрос: Для первоклассников уход из детского сада и поступление в школу является большим стрессом. Как должно проводиться обучение детей в 1 классе по санитарным нормам?

Ответ:   Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.


Вопрос: При организации, открытии стационарного детского лагеря с круглосуточным пребыванием детей руководствуемся требованиями СанПин 2.4.4.3155-13 от 22 марта 2017 года для зданий, помещений и оборудования. Требования к помещениям медицинского пункта: кабинет врача - не менее 10 м, процедурный кабинет - не менее 12 м, комната медицинской сестры - не менее 10 м., помещение для приготовления дезрастворов, изолятор - не менее 2 палат и т.д. В Центре духовно-нравственного воспитания открыт лицензионный медицинский кабинет (помещение 10 м). Можем ли мы использовать его для организации работы стационарного лагеря с круглосуточным пребыванием детей?

Ответ:   Действующие санитарные правила распространяются на все виды детских оздоровительных лагерей, в том числе на организации, деятельность которых связана с организацией детского отдыха и оздоровления детей на базе санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха и других.

Требованиями к зданиям, помещениям и оборудованию стационарных организаций отдыха и оздоровления детей определено наличие медицинского пункта с перечнем помещений и изолятором.


Вопрос: В санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, регламентирующих организацию питания в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, в разделе «Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню» зафиксировано следующее.

Ответ:   Примерное меню при его фактическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.


Вопрос. Есть ли необходимость включения в примерное двухнедельное меню для питания воспитанников и обучающихся образовательных организаций такие продукты как оленина и рыба северных регионов, с учетом наших территориальных особенностей? Если да то, в каком объеме?

Ответ:   При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.

Кроме того, Роспотребнадзором утверждены методические рекомендации по организации питания организованных детских коллективов (дошкольных и школьных), в которых расширен рекомендуемый ассортимент мясных, рыбных продуктов, овощей, фруктов, кондитерских изделий, в т.ч. включена оленина.

Изменение (расширение) ассортимента продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях не отразилось на химическом составе рационов. Химический состав предлагаемых наборов полностью идентичен химическому составу утвержденных указанными санитарными нормами и правилами наборов и соответствует нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп  (МР 2.3.1.2432-08).

Включены в ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях такие продукты, как оленина и конина; отдельно представлены сезонные овощи: огурцы, томаты, перец сладкий, цветная капуста, брюссельская, брокколи, кабачки, баклажаны, патиссоны, петрушка, укроп, листовой салат, щавель, шпинат, сельдерей, репа, редис, редька, тыква и отдельно - сезонные фрукты: слива, персики, абрикосы, ягоды.

<*> При отсутствии охлажденного мяса птицы возможна замена на мясо других видов животных в эквивалентных количествах.

Важно помнить, что производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготовления.

Кратность включения в рацион питания мяса и рыбы регламентирована санитарными правилами.

В соответствии с требованиями санитарных правил по организации питания в общеобразовательных организациях ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.


Вопрос: Как переоформить лицензию в случае изменения юридического адреса лицензиата, сколько дней это составляет?

Ответ:   Для переоформления лицензии в случаях изменения адреса места юридического лица, лицензиат представляет:

1) заявление о переоформлении лицензии по утвержденной форме

2) оригинал действующей лицензии.

Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 рабочих дней.


Вопрос: Как узнать, к какой точно категории риска относится организация?

Ответ:   Согласно п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

Перечень объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков нахмещена на сайте Роспотребнадзора по адресу:http://risk.rospotrebnadzor.ru/search.


Вопрос: Какие требования предъявляются к договорам на оказание платных образовательных услуг?

Ответ : Требования к договорам на оказание платных образовательных услуг установлены в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных   постановлением Правительства Российской Федерации от   15 августа 2013  г.  №  706. Помимо этого, общие положения о заключении договоров в указанной сфере имеются в федеральных законах: «Об  образовании в  Российской Федерации», «О  защите прав потребителей» и в Гражданском кодексе РФ. Основные требования и порядок    заключения договоров  на оказание платных образовательных услуг прописан в  Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных   постановлением Правительства Российской Федерации от   15 августа 2013  г.  №  706.  Согласно п. 12 вышеуказанных Правил договор на  оказание платных образовательных услуг  заключается в простой письменной  форме и должен содержать следующую информацию:

а) полное наименование и  фирменное наименование (при наличии) исполнителя  - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя  - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и  (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и  (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в  случае оказания платных образовательных услуг в  пользу обучающегося, не  являющегося заказчиком по  договору);

ж) права, обязанности и  ответственность исполнителя, заказчика и  обучающегося;

з)  полная стоимость образовательных услуг, порядок их  оплаты;

и) сведения о  лицензии на  осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и  дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и  (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и  (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им  соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и  расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со  спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Отдельно следует отметить, что согласно пункту 15 Правил оказания платных образовательных услуг «сведения, указанные в  договоре, должны соответствовать информации, размещенной на  официальном сайте образовательной организации в  информационно-телекоммуникационной сети „Интернет" на  дату заключения договора». Таким образом, информация об  оказываемых платных услугах на  официальном сайте образовательной организации всегда должна быть в  актуальном состоянии.

При изменении стоимости образовательных услуг после заключения договора необходимо оформить к нему отдельные дополнения.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства. До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет договор подписывает непосредственно обучающийся.


Вопрос:  Можно ли по требованию потребителя, либо проверяющего органа предоставить копии сопроводительных документов на товар, а оригиналы хранить в распределительном центре?

Ответ:   Да, можно. Главное, соблюсти требования п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. Согласно которого продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.


Вопрос:  Если гражданин приобрел турпутевку за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, по какому адресу нужно направлять исковое заявление о некачественно оказанных услугах?

Ответ.   В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации (ответчика), по месту жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора, за исключением исков по перевозкам  пассажиров, багажа, груза, по которым иски предъявляются по месту нахождения перевозчика (ст. 30 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации).  Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.


Вопрос: Куда необходимо направлять жалобу в случае нарушения правил дистанционной продажи товаров?

Ответ.   В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» жалобу необходимо направлять в Управление Роспотребнадзора того субъекта, на территории которого зарегистрирован продавец.


Вопрос: Вправе ли исполнитель установить свои правила пребывания в местах оказания услуг общественного питания?

Ответ:   Да, вправе. В соответствии с п.5 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036  исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации.


Вопрос: Каковы права потребителя при оказании услуг общественного питания, если юридическое лицо или ИП нарушили сроки выполнения заказа?

Ответ:   В соответствии с п.25 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036  при нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок;

  • потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

  • Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

    Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.


    Вопрос:  Какая информация об оказываемых услугах должна быть доведена исполнителем до потребителя?

    Ответ :  На основании п.2 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация об услугах в обязательном порядке должна содержать: - сведения об основных потребительских свойствах услуги;

    - цену в рублях и условия приобретения услуги (в том числе при оплате услуги через определенное время после её оказания потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы);

    - гарантийный срок, если он установлен;

    - правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;

    -адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя услуг;

    - информацию об обязательном подтверждении соответствия услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды;

    - информацию о  правилах  оказания услуг;

    - указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги;

    - указание на  использование  фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

    Следует отметить, что информация об услуге доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к определенного вида услуг, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов услуг.

    Акцентируем внимание, что в силу п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.


    Вопрос:   Требования к сайту медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги.

    Ответ:  Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 устанавливают для мед.учреждения обязательное наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором должна быть размещена следующая информация:

    а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

    для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

    б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

    адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

    в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

    г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

    д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой обязательного медицинского страхования;

    е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

    ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

    з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 11 Правил).

    Данная информация также должна быть размещена на информационных стендах (стойках) медицинской организации и доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией (п. 12 Правил).


    Вопрос: Требования к договору на оказание платных медицинских услуг.

    Ответ:  В соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006) договор на оказание платных медицинских услуг должен содержать:

    а) сведения об исполнителе:

    наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации-юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

    фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

    номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

    б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя  потребителя);

    фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

    наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

    в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

    г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

    д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

    е) едолжность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

    ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

    з) порядок изменения и расторжения договора;

    и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

    Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

    На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

    В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

    Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

    Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю  потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.


    Вопрос: Все ли детские товары подлежат обязательной сертификации?

    Ответ:  Обязательной сертификации подлежат все игрушки.

    На парфюмерно-косметическую продукцию для детей и продукцию предназначенной для детей и подростков (изделия для ухода за детьми, одежда, обувь, коляски детски и велосипеды, издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности (кроме учебников и учебных пособий) соответствие требованиям технических регламентов осуществляется в форме декларирования или в форме сертификации.


    Вопрос: Какие меры должен (или может) принять руководитель при отказе сотрудника который имеет контакт с кровью и медицинскими отходами от вакцинации против гепатита В (нормативно-правовые документы)?

    Ответ:  Согласно статье 5 Федерального Закона №157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционных заболеваний.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» п. 11 работы с кровью и биологическими жидкостями человека связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.

    Согласно п. 15.1 раздела  I  СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.

    Согласно п. 4.2 раздела  IV  СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» персонал должен быть привит в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок. Персонал, не иммунизированный против гепатита В, не допускается к работам по обращению с медицинскими отходами классов Б и В.


    Вопрос: Необходимо ли указывать в схеме хранения и транспортировки отходов классов А и Б количество в кг отходов классов А и Б, расход материалов (мешков)?

    Ответ:  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами (п.1.2.).

    Сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (п.3.6.).

    В схеме обращения с медицинскими отходами указываются:

  • качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов;
  • потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции (п.3.7.).

  • Вопрос: Обязательно ли иметь в стоматологической клинике, ведущей терапевтический прием, настенные локтевые дозаторы для мыла и дезинфектанта или можно использовать магазинное мыло?

    Ответ:  Согласно раздела  V  санитарно-эпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» требования к условиям труда и личной гигиене (в том числе правила обработки рук) медицинского персонала принимаются в соответствии с главами  I  и  II  настоящих санитарных правил. В соответствии с п. 12.4.1 раздела  I  гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:

  • перед непосредственным контактом с пациентом;
  • после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);
  • после контакта с секретами и экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;
  • перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентами;
  • после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента;
  • после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием.
  • Согласно п. 12.4.3 - для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера).

    Согласно п. 12.4.5 - при использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.






    Ещё новости о событии:

    Вопрос: Какая  административная  ответственность предусмотрена за торговлю фальсифицированными пищевыми продуктами?
    15:52 18.10.2017 Роспотребнадзор - Салехард
    Вопрос: Какая  административная  ответственность предусмотрена за торговлю фальсифицированными пищевыми продуктами?
    15:51 18.10.2017 Роспотребнадзор - Салехард
    Вопрос: Какая кратность проведения плановых проверок образовательных учреждений предусмотрена законодательством?
    14:42 18.10.2017 Роспотребнадзор - Салехард
     
    По теме
    Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г.Новый Уренгой, Тазовском районе проведена плановая проверка в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка»,
    Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе проведена плановая проверка в отношении в отношении Муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованная клубная система,
    Территориальным отделом в г.Губкинский проведена внеплановая проверка в отношении ИП Кришинец А.Н., осуществляющего деятельность в магазине «Подоляны» г.Губкинский, промзона, панель №2.
    Следствием установлено, что в августе 2023 года 33-летний житель Республики Башкортостан, находясь на трудовой вахте в одном из градообразующих предприятий Надымского района, тайно похитил мобильный телефон у своего коллеги.
    Прокуратура автономного округа поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении бывших заместителей главы Надымского района И. и С. Судом они признаны виновными в совершении преступления,
    Салехардским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу завершено расследование уголовного дела в отношении жителя Салехарда,
    25 марта 2024 года в дежурную часть ОМВД России по г. Ноябрьску обратился мужчина 1983 года рождения с заявлением о совершенном в отношении него мошенничестве.
    В Новом Уренгое осудят вахтовика, любившего побаловать себя наркотиками Марина Прохорова Фото предоставлено КП В Новом Уренгое осудят вахтовика, любившего побаловать себя наркотиками.
    Следственным отделом по г.Новый Уренгой следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины,
    20 марта в отдел полиции обратился 53-летний житель поселка Надымского района, который сообщил, что обманным путем неизвестные оформили на него кредит в размере 150 тысяч рублей и похитили банковскую карту.
    За прошедшую неделю на Ямале произошло одиннадцать техногенных пожаров Марина Прохорова Фото предоставлено КП За прошедшую неделю, с по 18 по 24 марта, на Ямале произошло одиннадцать техногенных пожаров,
    Соседи – это важнейшая часть нашей повседневной жизни. От них зависит, каково будет проживание в вашем гнездышке.
    Собранные следственным отделом по Приуральскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу доказательства признаны судом достаточными для вынесения п
    Отменили развлекательную часть и торжественное открытие Екатерина Коган В программе остались только состязания Фото: Алексей КОСЕНЧУК В Ямало-Ненецком автономном округе из-за страшного происшествия,
    Полицейские задержали беглеца, похищенное вернули владелицам. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа» Уроженец Челябинской области обвиняется в трех преступлениях, совершенных в Салехарде.
    Бывший глава поселка Пангоды не смог оспорить приговор за растрату Марина Прохорова Фото предоставлено КП Надымская прокуратура добилась отмены оправдательного приговора в отношении экс-главы поселка Пангоды,
    В Ноябрьске разыскивают родственников пожилой женщины Марина Прохорова Фото: поисково-спасательный отряд «ЯМАЛ» В Ноябрьске разыскивают родственников 54-летней Дмитриевой Ларисы Васильевны.
    В Приуральском районе водитель «Камаза» по неосторожности задавил дорожного мастера Марина Прохорова Фото предоставлено КП В Приуральском районе осудили водителя «Камаза», который по неосторожности задавил человека.
    Следственным отделом ОМВД России по г. Салехарду завершено уголовное дело в отношении 34-летнего уроженца Челябинской области, обвиняемого в совершении трех преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст.
    Приговором Надымского городского суда от 26.01.2023 бывший Глава Администрации п. Пангоды был оправдан в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
    Собранные следственным отделом по Приуральскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу доказательства признаны судом достаточными для вынесения п
    Жителям окружной столицы поступают звонки от имени сотрудников Росфинмониторинга, в ходе разговора лжесотрудники сообщают о манипуляциях с денежными средствами или счетами потерпевших и требуют сообщить конфиденциальные данные,
    В Аксарке пьяный гость три раза вонзил нож в спину собутыльника Марина Прохорова Фото предоставлено КП В Приуральском районе осудят 29-летнего северянина, который едва не зарезал собутыльника.
    Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура в ходе осмотра лесного участка в Надымском районе выявила факт повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений на общей площади более 18 га,
    В Надыме трое маргиналов до смерти замучили гостей Марина Прохорова Фото предоставлено КП В Надыме осудят троих маргиналов, до смерти замучивших своих гостей.
    Ноябрьским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу завершено расследование уголовного дела в отношении местного жителя.
    В п. Ханымей сотрудники ОМВД России «Пуровский»: оперуполномоченный полиции отдела уголовного розыска майор полиции Сергей Викторович Шальнов,
    В г. Тарко-Сале начальник отделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России «Пуровский» майор полиции Дмитрий Тиканов встретился со студентами колледжа.
    На трассе Сургут - Салехард произошло ДТП, в котором пострадал человек Марина Прохорова Фото: Госавтоинспекция ЯНАО На трассе Сургут - Салехард произошло ДТП, в котором пострадал человек.
    В Муравленковский городской суд ЯНАО обратился гражданин Т. с  иском к гражданину Г.,  в обоснование иска указал, что в январе 2023 года на автодороге Сургут-Салехард произошло ДТП с участием его автомобиля и ответчика.
    Житель Красноселькупского района едва не зарезал приятеля Марина Прохорова Фото предоставлено КП Житель Красноселькупского района, перебрав со спиртным, едва не зарезал приятеля и ранил еще одного,
    В ходе расследования по уголовному делу установлено, что по разработанной преступной схеме один из участников звонил пожилым людям,
    Следствием установлено, что в августе 2023 года 33-летний житель Республики Башкортостан, находясь на трудовой вахте в одном из градообразующих предприятий Надымского района, тайно похитил мобильный телефон у своего коллеги.
    УМВД Ямало-Ненецкого АО
    Дружба в новых красках - Газета Полярный круг Испытания на знание традиций народов нашей большой страны На первом межрегиональном конкурсе «Самый дружный интеркласс», гостеприимной площадкой которого стал ЯМК, зрелищными выступлениями удивили команды школ из Салехарда,
    Газета Полярный круг
    Мы продолжаем знакомить вас с Героями Российской Федерации, которые приедут в Губкинский 5 - 6 апреля, чтобы принять участие в патриотическом форуме «Герои: от Руси до России».
    Город Губкинский
    Авиакомпания «Ямал» запускает акцию для ветеранов Великой Отечественной войны Марина Прохорова Фото предоставлено КП В преддверии Дня Победы авиакомпания «Ямал» запускает традиционную акцию для ветеранов Великой От
    Комсомольская Правда