Новости города БезФормата.Ru
Салехард
Главные новости
 
Задать вопрос?

От «Бурана» до «Трэкола»

Маленькие мастерские и большие амбиции – вот что такое современное производство вездеходной техники.

Горизонт за окном кабины заваливается едва ли не под сорок пять градусов: тяжёлая машина, извиваясь в трёх плоскостях, с рёвом ползёт вниз по склону, готовясь форсировать реку.

– Главная проблема колёсного вездехода, – говорил Алексей, тяжело поворачивая руль, – в том, чтобы на максимально лёгкий привод установить максимально широкое колесо.

 

«ТРОМ» – КАТЕР НА КОЛЁСАХ

Алексей Гринкевич, по специальности рихтовщик и автомаляр, в Западную Сибирь приехал ещё в советское время из Казани. Жил в Нижневартовске, а с распадом СССР перебрался в более денежный Сургут, где открыл автосервис. За свою жизнь он покрасил более десяти тысяч автомобилей, разработал оригинальную модель покрасочной камеры… В 2006 году в его деятельности произошёл крутой поворот. Один из друзей Гринкевича купил диковинный для тех времён вездеход-амфибию «Арго». Детище канадского Крайнего Севера впечатлило Алексея своей идеей и так разочаровало её воплощением, что он решил построить собственный колёсный вездеход.

Машина удалась. Но ещё несколько лет занял поиск формы. Три года Гринкевич проектировал и собирал вездеходы, в основном – по заказам друзей. Они отличались размером, мощностью, типом двигателя, количеством и устройством колёс… Лишь 26-я по счёту машина получилась такой, какой изобретатель хотел её видеть. Так появился «Тром-8», названный по реке, впадающей в Обь близ Сургута, и числу колёс.

Ноу-хау «Тромов» – роликовый привод, расположенный между колёс и приводящий их в движение по принципу зубчатой передачи. «Тром» замышлялся как лодка на колёсах: у него глухое днище, форма колёс позволяет ими грести, а в некоторых модификациях есть ещё и винт за кормой, с которым «Тром» развивает в воде скорость до 15 километров в час. По спокойной воде вездеход Гринкевича без труда переплывает Обь.

За десять лет Гринкевич построил 107 машин, большая часть из них – восьмиколёсные. Есть пассажирский и грузовой транспорт и даже спецтехника вроде плавающих мульчеров. С недавних пор появились четырёхколёсные «Тром-2». Это целое направление пневмоходов, внешне похожих на джипы, но обладающих ещё большей проходимостью. Заказчики у «Тромов» самые разные, от нефтяников до спасателей, но подавляющее большинство из них – в том же Ханты-Мансийском автономном округе, под условия которого эти машины и создавались.

 

XPEN ИЗ УСИНСКА

Свой первый вездеход Раджаб Хазбулатов, механик-водитель из Усинска, собрал в отпуске в 2010 году. Машину оценил и довёл до ума его друг и коллега Николай Евлампиев. Новый вездеход пришёлся очень кстати для его компании «Аметист», занимающейся обслуживанием дорог и зимников Ненецкого автономного округа и севера Республики Коми. По своим инициалам не лишённые юмора Хазбулатов и Евлампиев дали вездеходу рабочее название «XPEN».

С тех пор мастера построили без малого три десятка машин, приближаясь к мелкосерийному производству. За это время успели сменить название (теперь это вездеходы «Зырянин»), облик (первоначально Раджаб и Николай использовали кузов от белорусской «Росы», а ныне у машин оригинальный дизайн), двигатели и множество мелких деталей вплоть до размещения дверных ручек.

Каждую новую машину Николай и Раджаб собирают лишь после долгих и по-северному откровенных споров. Но заказы идут: «Аметист» использует «Зырян» для объезда территории и снабжения тракторов, с пешеходной скоростью пробивающих далёкие зимники, а отдельные машины делались для покупателей в Ямало-Ненецком автономном округе, Пермском крае, Якутии…

 

ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ

Но, как заметил Евлампиев, машины, которая пройдёт везде, не существует. «Зырянин» по вездеходным меркам быстрый, он разгоняется до 60 километров в час по дорогам и до 25 – по тундре, способен забираться на склоны под 45 градусов. Это необходимо в огромных пространствах исполосованной глубокими каньонами Большеземельской тундры. «Тром» отлично плавает, не боится веток и коряг, но скорость его даже на дороге не более 23 километров в час, а по болоту или снежной целине он пойдёт немногим быстрее пешехода. «Зырянин» с его цепным приводом и большим размахом колёс будет неуверенно себя чувствовать в лесу, а «Тром» преодолевал бы просторы тундры неприемлемо долго.

Поэтому разработки продолжаются, и счёт новых моделей колёсных вездеходов уже выражается двузначными числами. Некоторые создаются в одном-двух экземплярах, после чего проект затухает. Другие идут в серии. Самый известный из последних – «Шерп» Алексея Гарагашьяна, с 2015 года вышедший в серийное производство в Петербурге. Созданный в 2008 году Василием Елагиным «Емеля» прославился в экспедициях: в 2009-м он стал первой в истории колёсной машиной, достигшей Северного полюса, а в 2011–2015 годах дважды пересёк Арктику из России в Канаду и обратно.

А есть ещё тюменский «Петрович» (2011), тверской «Шаман» (2013), «Странник», «Хищник», «Ермак» и другие – список пополняется год от года.

 

БОЛЬШИЕ АМБИЦИИ В МАЛЕНЬКИХ ГАРАЖАХ

Тем не менее большая часть вездеходной техники производится чуть ли не на коленке. Мастерские «Трома» помещаются в нескольких гаражах на окраине Сургута,  «Зырянина» делают на площадке с парой ангаров близ Усинска. В каждой компании работают буквально несколько человек, включая работяг, водителей и секретаршу. Оригинален у большинства машин только корпус и привод, иногда (как у «Трома») колёса, да и те заказывают у других производителей. Большинство комплектующих, за исключением моторов, отечественные: вездеход – машина дорогая, заказчику обойдётся в несколько миллионов рублей, но при этом недолговечная, и стоимость импортных деталей почти неподъёмна. Да и просто на Крайнем Севере, где до ближайшего сервиса может быть несколько дней пути, восстановимость машины подручными средствами важнее надёжности, а отечественные детали найдутся в любой деревне.

Но при всех достоинствах есть критически важный параметр, в котором колёсный вездеход не может пока конкурировать с гусеничным – грузоподъёмность. У «Витязя» она достигает 30 тонн, у «газушек» около 3 тонн, а у самых тяжёлых колёсных вездеходов – лишь 1,5 тонны. Из этого следует, что для доставки партии груза заказчику нужно или больше машин, или больше времени, так что даже вертолёт зачастую оказывается выгоднее.

Свою нишу нашёл преимущественно пассажирский «Трэкол». Но появление пневмохода, способного везти хотя бы 3 тонны груза, выведет этот класс техники на совсем другой уровень, и над решением этого вопроса – «ножниц» между весом привода и объёмом колеса, – бьются многие конструкторы.

Ну а пока пневмоходостроение с его маленькими мастерскими и большими амбициями изобретателей переживает ту романтическую стадию экспериментов, поисков и технического творчества, с которых начиналось большинство промышленных отраслей.

 

ТАНКИ-ПАЦИФИСТЫ

Кто и когда изобрёл вездеход – сейчас уже сложно сказать. Теорию гусеничного движителя с конца восемнадцатого века разрабатывали учёные из разных стран. В России родиной внедорожной техники можно считать Балаково – речной порт и промышленный город в нынешней Саратовской области. Здесь в 1877 году мужик Фёдор Блинов, до того успевший поработать сначала бурлаком, а затем машинистом парохода, сконструировал и запатентовал «вагон на бесконечном рельсе», разработал на его основе паровой трактор и в 1896-м представил его на Нижегородской выставке… Но паровой двигатель для тракторов оказался слишком громоздким, а дизельная эпоха была ещё впереди.

Серийное производство первых русских колёсных тракторов началось также в Балакове в 1910 году.

Накануне первой мировой войны личный шофёр Николая II француз Адольф Кегресс презентовал автомобиль на гусеницах, которые спереди в зависимости от сезона дополняли лыжи или колёса. Чуть позже родилось и само слово «вездеход» – так назывался один из первых русских экспериментальных танков, созданный в 1915 году инженером Александром Пороховщиковым.

К тому времени землю бороздило, в прямом и переносном смысле слова, множество гусеничных машин. Трактора вошли в обиход американской жизни, а порождением Первой Мировой стали танки.

В 1936 году советский физик Георгий Покровский сформулировал концепцию вездехода, его области применения. Главные технические особенности – широкие гусеницы с грунтозацепами, амфибийность, дизельный двигатель. Такую машину можно было использовать для перевозки грузов, в научных экспедициях и на спасательных операциях.

Хотя Советский Союз с его гигантскими безлюдными пространствами и грандиозными планами их освоения нуждался в вездеходе как никакая другая страна, родина этой техники – французская Канада. В 1937 году Жозеф-Арман Бомбардье сконструировал машину B-7 на гусеницах и полозьях. Она дала начало сразу двум классам техники: снегоходам, в серийное производство в США и Канаде вышедшим в пятидесятых, и тяжёлым снегоболотоходам, отказавшимся от полозьев.

Там же, в Канаде и Штатах, первые серийные вездеходы появились в годы Второй Мировой войны. На Западе они так и остались прерогативой военных.

В СССР первые тяжёлые вездеходы тоже были «потомками» лёгких танков Великой Отечественной войны. Их стали использовать для освоения Крайнего Севера.

Первым крупносерийным советским вездеходом стал ГТ-С (или ГАЗ-47). Его выпускал Горьковский автозавод в 1954-1964 годах. На этих машинах работали, например, первооткрыватели западносибирских нефти и газа, включая легендарного Фармана Салманова. Позже появились другие машины, в том числе – знаменитый Д-30 «Витязь», созданный в восьмидесятых в Башкортостане. Исправно работают на Северах списанные бронетранспортёры и военные тягачи типа МТЛБ, а создание и серийное производство новых моделей снегоболотоходов продолжается.

 

ПОВЕЛИТЕЛИ ГРЯЗИ

Ещё одно весьма экзотическое направление – шнекороторные вездеходы. Их движитель – два продольных винта, как бы ввинчивающихся в грязь или снег, – был изобретён в 1868 году в Америке швейцарским эмигрантом Якобом Моратом. В России уже в начале двадцатого века разрабатывались шнекороторные сани. Первым серийным шнекоходом был американский «Снежный Дьявол». Проводили эксперименты и в СССР, но в конечном счёте шнекоходы себя не оправдали: они не могут двигаться по дорогам, а ситуаций, когда нужна настолько высокая проходимость, немного.

Ныне единственный серийный шнекоход – австралийский «Mud Master».

 

НА МЯГКИХ ЛАПАХ

Главный недостаток гусеничного вездехода очевиден: его траки разрывают землю, и в хрупком биоценозе тундры это фатально – «заживать» след вездехода может десятилетиями, а множество таких следов ведут к масштабной эрозии. Тундра – это ещё и оленьи пастбища, и заехать вездеходом на чьи-то угодья – верный повод для конфликта. То есть фактически вездеход оказывался привязан к колеям, словно поезд.

Предтечей колёсных вездеходов можно считать военный DUKW-353 от «General Motors» – автомобиль-амфибию на шинах изменяемого давления, служивший на фронтах Второй Мировой войны, в том числе в СССР по ленд-лизу.

В шестидесятых годах на американское бездорожье вышли мини-вездеходы типа «амфикэт», своеобразные моторные лодки на колёсах. Их основным производителем стала канадская компания «Арго». Сейчас это едва ли не единственная импортная техника крупнее снегохода, массово прижившаяся на российском Крайнем Севере.

Но в советское время не было и их, а транспорт, на котором можно было бы ездить на охоту или рыбалку или сопровождать оленьи стада, был нужен. Зимой катались на старых добрых «Буранах», но что делать летом? Умельцы стали мастерить самодельные каракаты – мотоциклы с колёсами от тракторов или грузовиков, то самое сочетание большого колеса с лёгким приводом. Опыт показал: на бездорожье эффективнее себя ведёт приспущенное колесо или даже камера без покрышки, перетянутая верёвками. Оно не буксует в снегу и не проваливается в болото, а главное – не повреждает почву: по рыхлому снегу многотонная машина на таких колёсах может переехать человека без вреда для его здоровья, просто вдавив его глубже в снег.

На рубеже восьмидесятых-девяностых за дело взялись профессионалы. Каракат получил определение «вездеход на шинах низкого и сверхнизкого давления», или «пневмоход». Первыми массовое производство колёсных вездеходов освоила в подмосковных Люберцах фирма «Трэкол» («Транспорт экологический»). Специалисты разработали формулу зависимости оптимального объёма колеса от веса машины. Сначала фирма выпускала только движители и оснащала ими УАЗы. И лишь с 2008 года началось производство шестиколёсных машин с оригинальным кузовом. За короткое время трэколы стали необходимым и самым удобным транспортом для Крайнего Севера. Важнейшим покупателем стал «Газпром».

Илья Буяновский, фото автора

 

 

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин сегодня, 16 января,
16.01.2018 Органы власти
После двухлетнего перерыва российская делегация вновь отправится на сельхозвыставку "Зеленая неделя" в Берлине.
16.01.2018 ОГТРК Ямал-Регион
Проект «Письмо северян». Каждый житель Ямала сможет оставить своё мнение на официальном сайте или по «горячей линии» - Администрация ЯНАОРегиональный проект «Письмо северян», нацеленный на поддержку развития Ямало-Ненецкого автономного округа, вышел на новый этап.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
В 2017 году на Ямале проведено 377 ярмарок сельхозтоваропроизводителей, это на 43 больше, чем годом раньше.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
Ямал укрепляет медицинские кадры. Врачам необходимых для арктических городов специальностей округ выплатит 1 млн рублей - Губернатор Кобылкин Д.Н.В Ямало-Ненецком автономном округе с 2018 года введена новая мера поддержки медицинских работников, направленная на привлечение узкопрофильных специалистов на работу в организации здравоохранения в города арктического региона.
16.01.2018 Губернатор Кобылкин Д.Н.
Накануне в Салехарде заместитель губернатора автономного округа Михаил Каган провёл внеплановое заседание окружной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
Каждый житель Ямала, а также юридические лица отныне по телефону 8-800-100-94-00 могут сообщить о фактах нарушения природоохранного законодательства, а также обнаруженных загрязнённых нефтепродуктами территорий и водных объектов.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
В округе в прошлом году 304 молодые семьи получили социальные выплаты для улучшения жилищных условий: из них 131 семья в рамках окружного и 173 семьи в рамках федерального направления.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
На сайте финпрестиж.рф продолжается народное голосование за лучшие, по мнению потребителей, организации, предоставляющие финансовые услуги на территории Ямала.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
Следственным отделом по г.Новый Уренгой следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу расследуется уголовное дело, возбужденное в отношении местного жителя.
16.01.2018 Следственный комитет
В Надыме в крещенскую купель провалился трактор. Но таинство состоится и будет безопасным - ИА Север-ПрессФото ВКонтакте «Злой надымчанин» В Надыме 15 января утонул трактор, расчищающий место для будущей купели.
16.01.2018 ИА Север-Пресс
В Ноябрьске выясняют причины клинической смерти девятимесячного ребенка - ИА Север-ПрессФото depzdrav.yanao.ru В Ноябрьске врачи центральной городской больницы борются за жизнь девятимесячного ребенка, перенесшего клиническую смерть.
16.01.2018 ИА Север-Пресс
В Надыме в крещенскую купель провалился трактор. Но таинство состоится и будет безопасным - ИА Север-ПрессФото ВКонтакте «Злой надымчанин» В Надыме 15 января утонул трактор, расчищающий место для будущей купели.
16.01.2018 ИА Север-Пресс
Это вам не игрушки. В Салехарде прошли учения - ОГТРК Ямал-РегионУсловное возгорание произошло в игровом зале развлекательного центра «Полярис».
16.01.2018 ОГТРК Ямал-Регион
Следственным отделом по г.Новый Уренгой следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу расследуется уголовное дело, возбужденное в отношении местного жителя.
16.01.2018 Следственный комитет
Рождественский блэкаут в Салехарде почти никто не заметил - Красный Север
Рождественский блэкаут в Салехарде почти никто не заметил
КРАСНЫЙ СЕВЕР Ямальская сфера ЖКХ пережила новогодние каникулы без аварий и крупных происшествий.
Красный Север
Трагедия на Ямале: в Красноселькупе в огне погибли четверо, в том числе дети - Красный Север
Трагедия на Ямале: в Красноселькупе в огне погибли четверо, в том числе дети
ГУ МЧС по ЯНАО Страшная трагедия произошла в ночь на 24 декабря в частично расселенном деревянном жилом доме.
Красный Север
Премия «Итоги года Урала и Сибири» обнародовала список номинантов. Есть и ямальцы - ИА Север-ПрессФото РИА «ФедералПресс» Церемония вручения премии «Итоги года Урала и Сибири» состоится в Тюмени 26 января.
15.01.2018 ИА Север-Пресс
Окружному Дому ремесел подарили картину, выставлявшуюся на конкурсе известного художника Михаила Шемякина - ИА Север-ПрессФото ИА «Север-Пресс» В Арт-центре окружного Дома ремесел открыли персональную выставку двух уренгойских художников Анны и Василия Краснобородкиных «Ямал - диалог культур».
16.01.2018 ИА Север-Пресс
В Лабытнанги везут тридцать лучших конструкторов со всего мира. В железную дорогу будут играть дети и взрослые - ИА Север-ПрессВ Лабытнанги 20 и 21 января приедет семейная игротека «Конструктория», которая доставит тридцать уникальных конструкторов со всего мира: магнитные, электронные, математические, зоологические и многие другие.
16.01.2018 ИА Север-Пресс
Всем лежать!
Необычный кинотеатр набирает популярность среди ямальцев. Здесь нет сидячих мест и попкорна.
Северное издательство
«Собрание сочинений» Анны Неркаги признано лучшей художественной прозой - Красный Север
«Собрание сочинений» Анны Неркаги признано лучшей художественной прозой
КРАСНЫЙ СЕВЕР Ямальский район выделился на тюменском литературном конкурсе «Книга года».
Красный Север
Два ямальских издания отмечены наградами на литературном конкурсе «Книга года» - Северное издательство
Два ямальских издания отмечены наградами на литературном конкурсе «Книга года»
  «Собрание сочинений» Неркаги и «Сказки народов Ямальского района» жюри назвало лучшими.
Северное издательство
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ЛабытнангиТВЛабытнанги ТВ В январе уже традиционно спортсмены Семи лиственниц начинают соревнования в рамках городских спартакиад мужских и женских команд.
16.01.2018 ЛабытнангиТВ
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ЛабытнангиТВЛабытнанги ТВ Сегодня с 9 часов утра, в связи с повышением температуры окружающей среды, сезонная автомобильная дорога «Салехард – Надым» была закрыта.
16.01.2018 ЛабытнангиТВ
В районе Уренгоя готовят к открытию ледовую переправу через Пур - ИА Север-ПрессФото с сайта trk-luch.ru В районе поселка Уренгой Пуровского района проверили ледовую переправу через реку Пур, длина которой составляет 1300 метров.
16.01.2018 ИА Север-Пресс
Ямалец отправился на Диксон за новым мировым рекордом - Красный Север
Ямалец отправился на Диксон за новым мировым рекордом
Фото из архива Александра Еликова Вчера, 14 января, в Дудинке был дан старт необычной внедорожной экспедиции, результаты которой претендуют на рекорды как России, так и Европы и Гиннесса.
Красный Север
«Факел» всухую обыграл петербуржцев - Красный Север
«Факел» всухую обыграл петербуржцев
КРАСНЫЙ СЕВЕР Вчера в газовой столице во дворце спорта «Звёздный» прошёл 17-й тур чемпионата России по волейболу среди мужских команд Суперлиги.
Красный Север
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин сегодня, 16 января,
16.01.2018 Органы власти
После двухлетнего перерыва российская делегация вновь отправится на сельхозвыставку "Зеленая неделя" в Берлине.
16.01.2018 ОГТРК Ямал-Регион
Проект «Письмо северян». Каждый житель Ямала сможет оставить своё мнение на официальном сайте или по «горячей линии» - Администрация ЯНАОРегиональный проект «Письмо северян», нацеленный на поддержку развития Ямало-Ненецкого автономного округа, вышел на новый этап.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
В 2017 году на Ямале проведено 377 ярмарок сельхозтоваропроизводителей, это на 43 больше, чем годом раньше.
16.01.2018 Администрация ЯНАО
Ямал укрепляет медицинские кадры. Врачам необходимых для арктических городов специальностей округ выплатит 1 млн рублей - Губернатор Кобылкин Д.Н.В Ямало-Ненецком автономном округе с 2018 года введена новая мера поддержки медицинских работников, направленная на привлечение узкопрофильных специалистов на работу в организации здравоохранения в города арктического региона.
16.01.2018 Губернатор Кобылкин Д.Н.