Ямал поделился опытом организации «кочевого образования» с представителями стран циркумполярного региона.

В городе Коцебу (США) состоялось заседание рабочей группы по устойчивому развитию Арктики. В нём участвовали представители государств-членов Арктического совета и шести организаций коренных народов Арктики.

Ямало-Ненецкий автономный округ, по приглашению Федерального агентства по делам национальностей РФ, представлял член Общественной палаты региона Александр Евай. Он выступил перед участниками заседания с презентацией регионального образовательного направления работы Ямала «Кочевая школа».

В ЯНАО проживают 42 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, из которых порядка 17 тысяч ведут традиционный кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями находятся свыше 3600 детей. Они учатся и живут девять месяцев в году в 24 школах-интернатах. Содержание интернатов, обучение детей, их питание, обеспечение одеждой, доставка из стойбищ в школы и обратно обеспечены окружным бюджетом.

Постоянное передвижение тундровиков, смена местоположения стойбища не позволяют дошколятам ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе. Региональная программа «Кочевая школа» стала одним из способов разрешения этой проблемы.

На территории Ямала предоставляют образование в местах кочевий 22 образовательные организации: 17 детских садов и пять школ. Кочевым образованием охвачено свыше 200 детей кочевников. Для организации образовательного процесса, в основном, используются мобильное жилище коренных народов Ямала – чум и модульные здания в небольших сельских поселениях либо на охотничьих стоянках, в рыболовецких станах.

В результате поиска наиболее эффективных путей организации образования в местах кочевий на Ямале сложились разнообразные модели кочевого образования.

В полустационарной школе на фактории Лаборовая (Приуральский район), имеющей этностойбище, занятия посещают дети оленеводов, проживающих на стойбищах вблизи поселения, либо те, чья семья во время каслания оказалась в районе фактории.

Кочующая школа используется в том случае, если семьи кочевников проживают на очень большом расстоянии от каких-либо населённых пунктов. Работа педагога носит разъездной характер, связанный с касланием вместе с оленеводческой бригадой или семьёй частников с места на место на большие расстояния. Такой вариант есть в настоящее время в Ямальском районе.

Стационарная модель предполагает, что дети вместе с родителями проживают в тундре, а обучение происходит в специально построенных чумах либо модульных зданиях. Педагог при этом приезжает для работы вахтовым методом на две-три недели. Такая модель сегодня работает на фактории Паюта (Приуральский район).

Выездной воспитатель – это ещё один вариант оказания услуг дошкольного образования через создание групп кратковременного пребывания детей в маленьких национальных посёлках и организации работы воспитателей детского сада в разъездном режиме. Практика реализации такой модели успешно складывается в национальных поселениях Шурышкарского района (Унсельгорт, Лохподгорт, Усть-Войкары), а базовая школа находится в районном центре – селе Мужи.

В рамках модели «Сезонная кочевая школа» в летний период педагоги выезжают на место каслания оленеводческих бригад на северной стороне Уральских гор на значительном удалении от населённых пунктов и организуют обучение в естественных условиях проживания оленеводов.

Для обеспечения проекта «Кочевая школа» на Ямале проведён целый ряд мероприятий. Выделены субсидии на приобретение комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов для кочевых школ Приуральского, Тазовского и Пуровского районов. Организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже. Приобретены за счёт окружного бюджета модульные здания кочевых школ, оснащённые всем необходимым оборудованием, в том числе спутниковыми системами связи. Выделены гранты для реализации инновационных проектов по развитию кочевых форм обучения. Для кочевых учителей и воспитателей разработаны учебно-методические пособия нового поколения.

Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» показывают, что увеличивается охват дошкольным образованием. Такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу-интернат и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.

Наша справка. Арктический совет – межправительственный «форум высокого уровня» для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет учреждён 19 сентября 1996 года. В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности органа статус «постоянного участника» (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Высшим органом совета является министерская встреча (уровень министров иностранных дел), которая проводится раз в два года.

Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике является вспомогательным органом Арктического совета, отвечающим за продвижение устойчивого развития, которое включает в себя защиту окружающей среды и укрепление экономики, культуры и здоровья коренных народов и арктических общин, а также улучшение экологических и социально-экономических условий в арктических общинах в целом.

 
По теме
Результаты ЕГЭ-2018: на Ямале еще два по сто - Красный Север КРАСНЫЙ СЕВЕР По результатам Единого госэкзамена по русскому языку еще два выпускника школ Ямала заслужили максимальные сто баллов за выполненные работы.
22.06.2018
 
Лучшая школьная библиотека Ямала – в Ноябрьске! - Администрация г. Ноябрьск Подведены итоги регионального конкурса  «Школьная библиотека будущего»  в котором приняли участие образовательные учреждения из 13 муниципальных образований автономного округа.Конкурс проводился по четырём номинациям,
22.06.2018
 
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ЛабытнангиТВ Дорогие выпускники! Позади школьная пора и экзаменационные волнения. У вас в руках  аттестат об успешном завершении  обучения.
22.06.2018
КРАСНЫЙ СЕВЕР По результатам Единого госэкзамена по русскому языку еще два выпускника школ Ямала заслужили максимальные сто баллов за выполненные работы.
22.06.2018 Красный Север
Предполагаемому криминальному эпизоду вскоре исполнится почти пять лет. По данным следствия, еще в сентябре 2013 года чиновник, исполнявший обязанности начальника городского департамента строительства,
04.06.2018 Красный Север
Проверено на себе. Дом, где случилась трагедия - ИА Север-Пресс Фото ИА «Север-Пресс» Пятнадцать лет назад, посмотрев фильм-биографию о Марине Цветаевой, корреспондент ИА «Север-Пресс» Татьяна Здвизова пообещала себе съездить в город, где провела последние дни великий поэт.
22.06.2018 ИА Север-Пресс
О ямальском мастере узнает Канада - ИА Север-Пресс Ямальский мастер резьбы по кости и дереву Евгений Салиндер представит свои работы на ежегодном фестивале культуры Adäka Cultural Festival в Канаде.
22.06.2018 ИА Север-Пресс
19 мая в Ноябрьске прошла акция «Вечер в музее». Свои двери приветливо распахнули Музейный ресурсный центр, Музей воинской славы и Городской центр ремесел.
24.05.2018 Газета Северная вахта
 На озере Ермолаевском прошла первая туристическая смена программы «Ноябрьская кругосветка».
20.06.2018 Газета Северная вахта
Заместитель губернатора, директор окружного департамента государственного жилищного надзора Сергей Карасёв провёл видеоселекторное совещание с муниципалитетами по вопросам реализации Краткосрочного плана региональной про
22.06.2018 Администрация ЯНАО