В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей» основным органом, осуществляющим судебную защиту нарушенных прав потребителей, на территории субъекта РФ - в Ямало-Ненецком автономном округе является Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление). Специалисты Управления, оказывая правовую помощь потребителям по защите их нарушенных прав и интересов в судебном порядке, используют различные формы и методы, к которым относятся: подача исковых заявлений в суды в защиту конкретных потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей; участие в процессе для дачи заключения по делу в целях защиты нарушенных прав потребителей.
За 9 месяцев 2017 года сотрудниками Управления в судах автономного округа было дано 224 заключения погражданским делам, связанным с защитой прав потребителей. Из 224 заключений были удовлетворены требования потребителей по 209 гражданским делам или в 93,3 % от общего количества рассмотренных исков.
Первую позицию по итогам 9 месяцев 2017 года занимают судебные споры между потребителями и продавцами товаров в сфере розничной торговли. На втором месте - споры в сфере долевого строительства с фирмами - застройщиками. На третьем месте - гражданские споры потребителей с подрядными организациями, которые нарушили обязательства перед заказчиками по возмездным договорам при выполнении различных работ по индивидуальным заказам потребителей. На следующей позиции судебные разбирательства граждан с кредитными и страховыми организациями.
В 2017 году Управление продолжило наращивать правоприменительную практику, связанную с защитой прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. Подача таких исков в суд была направлена на прекращение противоправных действий исполнителей. Прежде всего: по не исполнению договорных обязательств застройщиков при долевом участии потребителей; при осуществлении розничной торговли товарами ненадлежащего качества; по реализации товаров в отсутствие обязательной и достоверной информации для потребителей о товаре; по оказанию коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В отличие от защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, где иски носили в основном неимущественный характер, защита прав конкретных граждан-потребителей по искам Управления позволила восстановить им имущественный ущерб и взыскать в судебном порядке с недобросовестных продавцов товаров и исполнителей услуг в пользу граждан законные неустойки и штрафы, компенсировать потребителям моральный вред, а также восстановить права на качество товара и услуги, предусмотренные законодательством.
За 9 месяцев 2017 года сотрудниками Управления было подано в суды 73 исковых заявления в интересах потребителей. В том числе: 49 исков в защиту прав конкретных потребителей, 24 иска в защиту неопределенного круга потребителей. Судами Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на отчетный период было удовлетворено 67 исков, что составило 91,7 % от общего числа исков.
За 9 месяцев 2017 года, суды Ямала своими определениями и решениями удовлетворили имущественные требования потребителей благодаря судебной защите представителей Управления на общую сумму около 21 млн. рублей.