Делегация Ямало-Ненецкого автономного округа приняла участие в Международном форуме «Евразийский образовательный диалог», который проходил в Ярославле. В нем приняли участие представители 68 регионов Российской Федерации и семь зарубежных государств. Они обсудили проблемы совершенствования критериев, инструментов и технологий оценки образовательных достижений, рассмотрели подходы к организации независимой (общественной) оценки качества образования, актуальные вопросы развития образования. Организаторы форума определили его тему как «Оценка качества образования в контексте управления развитием образовательных организаций и образовательных систем».
Выступая на форуме, первый заместитель директора департамента образования Ямала Сергей Бойченко рассказал о подходах и проблемах практического использования механизмов оценки и управления системой образования на основе данных. По его мнению, качество образования не может быть ограничено соответствием образовательных результатов лишь государственным образовательным стандартам. Образование может быть признано качественным только тогда, когда его результаты соответствуют ожиданиям родителей, работодателей, бизнеса и общественных институтов. При этом их ожидания могут существенно различаться, и общественная оценка становится множественной и вариативной. Для простого обывателя термин «управление» несет представление о каких-то абстрактных политических, административных и управленческих процессах. Поэтому очень легко упустить из виду то реальное воздействие, которое управленческая практика в области образования может оказывать на жизнь обычных людей, надежды и чаяния родителей и детей, а также на перспективы развития конкретного человека. «Эффективное управление подразумевает не только прозрачность и подотчетность, но и обязательство того, что все дети будут располагать равными возможностями получения качественного образования. Построение системы оценки качества образования решает задачу обеспечения равноправия возможностей реализовать конституционное право на образование» , - подчеркнул Сергей Бойченко.
Директор регионального центра оценки качества образования ЯНАО Яна Весова представила окружную практику организации независимой оценки качества образования. Она озвучила, что технологии и инструменты оценки образовательных результатов постоянно меняются. Более 10 лет проходят корректировку технологии проведения ЕГЭ, оценка выпускников дополняется оценкой учебных достижений учеников 4 и 9 классов. Однако новые образовательные стандарты предполагают достижение не только традиционных предметных результатов, но и результатов нового типа, метапредметных и личностных.
В работе форума принял участие Виктор Болотов , научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования. Он отметил, что сегодня одной из ключевых задач управления в сфере образования стало создание условий для повышения качества образования школьников и студентов.
В своем выступлении он обозначил основные компоненты региональной системы оценки качества образования. Что входит в ее состав? Или точнее, что можно оценивать с ее помощью? Это и образовательные системы, и образовательные учреждения, и индивидуальные достижения учащихся, можно «оценить» даже самого учителя и, конечно же, образовательные программы и учебники.
Форум был организован правительством Ярославской области при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и организации «КультурКонтакт Австрия». Информационный партнер форума – проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня».