Новости города БезФормата.Ru
Салехард
Главные новости
 
Задать вопрос?

Баррель нефти подорожает до 100 долларов через 2–3 года

Баррель нефти подорожает до 100 долларов через 2–3 года - Красный Север
Фото: ks-yanao.ru
Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР

Профессор Анатолий Золотухин – о том, почему на арктические интересы России не влияют кризис и санкции.

Пока мир не спускает глаз с нового американского президента, наша страна укрепляет военные рубежи в высоких широтах, собираясь прирастать Арктикой территориально и «углеводородно». Насколько это оправданно в условиях экономической и политической непредсказуемости?

Об этом и многом другом «КС» беседует с научным руководителем Института Арктических нефтегазовых технологий Российского государственного университета им. И.М. Губкина, профессором Анатолием Золотухиным.

ОТДАЧА С ОТСРОЧКОЙ

–  Анатолий Борисович, при действующих невысоких ценах на углеводороды имеет смысл развивать добычу углеводородов в Арктике?

– Если рассматривать эту территорию как мега-месторождение, то запасов там свыше 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Эта цифра сопоставима со всеми запасами стран Персидского залива. Но какова себестоимость, достаточная прибыль?

В кризис цена нефти доходила до 20 долларов за баррель – мы добывали. Говорили, что при 10 долларах тоже будем добывать, но вопрос: как долго?

Нефтяная промышленность так устроена, что нужны большие капитальные вложения. Одна платформа вместе с установкой стоит примерно 4 миллиарда долларов. А ее еще нужно установить в необходимую точку, пробурить скважину и только потом добывать… Прибыль может быть через 5–10 лет, но за это время может произойти всё что угодно. При низкой цене прекращаются капитальные вложения, истощаются уже открытые месторождения, а чтобы разрабатывать новые, нужны высокие цены.

Сейчас цена растет и будет подниматься в долгосрочной перспективе. Мы с коллегами по институту полагаем, что среднегодовая стоимость барреля составит 65–70 долларов. К 2019–2020 годам она поднимется до 100 долларов.

Про альтернативные источники энергии говорят, будто они похоронят нефть и газ… Ничего подобного. В таких объемах, в каких нефть и газ нужны для транспорта, производства, выработки электроэнергии, альтернативы нет. Поэтому в долгосрочной перспективе все, кто занимается прогнозами, сходятся в том, что, по меньшей мере, ближайшие 40–50 лет более половины всех энергоносителей будет вырабатываться за счет нефти, газа и угля. Причем доля «голубого топлива» станет расти.

ТОННЫ ИНТЕЛЛЕКТА В МЕТАЛЛЕ И БЕТОНЕ

– Какие экономические проекты в Арктике вы считаете наиболее перспективными?

– Например, Приразломное месторождение – успешный проект, добыча идет в сложных условиях, но ни одной аварии, разлива нефти. В Печерском море проектов такого же масштаба может быть до десятка. Долгинское – следующее месторождение, которое будут разрабатывать, в три раза больше, а условия не такие суровые, как на Приразломном.

Далее – ямальские проекты. «Ямал СПГ» в Сабетте пока прибыль не приносит, в этом году только начнутся первые отправки. Но важно, что 97% СПГ уже, по сути, продано. Потом Новопортовское нефтяное месторождение, большие перспективы на Гыданском полуострове.

– После объявления санкций говорили, что технологии для освоения арктического шельфа практически все зарубежные, это на самом деле так?

– Нет, не совсем так или совсем не так. У нас есть восемь стационарных нефтяных платформ, из них только две зарубежные, которые были модернизированы в России. Три – совместное производство с Южной Кореей, причем нижнее основание гравитационного типа целиком делается в России и абсолютно отвечает требованиям. Еще четыре платформы полностью российские, на Приразломной вся технологическая начинка нашего ПО «Севмаш». Это 240 тысяч тонн интеллекта, металла и бетона, причем обошлось дешевле, чем предлагала норвежская инженерная компания. Наши конструкторы сэкономили колоссальные деньги, примерно 3 триллиона рублей.

С астраханских верфей сошли платформы «Юрий Корчагин» и «Владимир Филановский», ледостойкие платформы, которые работают в северном Каспии. Так что есть вещи, которые мы умеем делать. Самые мощные атомные ледоколы, мобильные атомные теплоэлектростанции, которые пользуются большой популярностью на Западе. Энергоблоки, которые работают на любом виде топлива и имеют эксергетический  коэффициент  полезного  действия выше западных аналогов.

Что мы, к сожалению, разучились делать, так это дизельные установки для морских судов, танкеры для перевозки СПГ, подводные модули для добычи…

БУРИМ ДАЛЬШЕ ВСЕХ

– Программа импортозамещения изменила ситуацию?

– Изменилось самое главное – понимание того, что, кроме нас самих, нам никто не поможет.

К примеру, подводный модуль для добычи включает 2,5 тысячи элементов, они должны быть соединены так, чтобы в течение 20 лет агрегат работал под водой, в агрессивной среде, без ремонта. Ошибки недопустимы, иначе произойдет непоправимое загрязнение окружающей среды. Такого качества продукцию мы пока не умеем делать, но работаем над этим.

– Насколько далеко шагнул прогресс в технологиях нефтегазовой отрасли по сравнению с СССР?

– Технологии, конечно, изменились, поменялось отношение к окружающей среде.

Что касается систем газопровода и контроля, диспетчеризации потоков газа и так далее, у нас они – лучшие в мире. Проложено около 40 тысяч трубопроводов, это сопоставимо с экватором земли, и всё работает в единой связке. Всё контролируется, украсть невозможно.

Хорошие буровые станки. Проект бурения одной скважины занимает от 6 до 12 томов документации, стоит намного дороже зданий. К примеру, разведочная скважина на структуре «Университетская» в Карском море обошлась в 600 миллионов долларов.

Из десяти рекордов мира по дальности бурения девять принадлежат России. В советское время была Кольская сверхглубокая вертикальная скважина, глубиной 12 262 метра. Сейчас самая длинная скважина 13,5 километра, бурят с берега и дальше в море, это проект «Сахалин-1». Раньше такого делать не могли. Если применят алюминиевые трубы, которые гораздо легче, то рекорд можно поднять до 17–18 км.

– В России достаточно высок научный потенциал, чтобы решать поставленные задачи по освоению Арктики? Или без Запада не справиться?

– С точки зрения теоретической подготовки и научного анализа мы можем работать на уровне стандартов. Если представить, что все границы России перекроют «железным занавесом», не допуская новые технологии, то хуже от этого будет, скорее, тем, кто останется за пределами, у нас всё-таки запас природных ресурсов очень большой. Мы-то проживем, сможем осваивать Арктику в одиночку. Но вместе это делать лучше, быстрей и эффективнее.

НЕ РАЗЛЕЙ КАНИСТРУ СРЕДИ ЛЬДОВ

– Наступил Год экологии. Как вы считаете, изменилось ли отношение к этой теме у предприятий ТЭКа?

– Понимание того, что этим нужно заниматься, постепенно проникает на производство. Иной подход в случае с Арктикой неприемлем.

Я привожу своим студентам такой пример. Если разлить канистру нефти в Африке, то через неделю ничего будет не найти, бактерии сожрут всё, цветы еще больше будут расти. Попробуйте сделать то же самое в Арктике, и через год пятно никуда не денется. Почему? Чем ниже температура, тем медленнее происходят обменные процессы, тем дольше происходит заживление… Это даже не вопрос наличия экологических лабораторий, оборудования, финансов, а вопрос воспитания правильного отношения к экологии, как к науке, и к охране окружающей среды, как ее практическому использованию! Здесь еще очень многое предстоит сделать…

 

Андрей Кориков

Автор
korikov@mail.ru

Губернатор автономного округа Дмитрий Кобылкин обратился к премьеру Дмитрию Медведеву за поддержкой ямальских инфраструктурных проектов.
29.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Дорога в Китай проходит через Петербург. В Северной столице приступили к испытаниям моделей атомного ледокола «Лидер» и танкера-газовоза.
28.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
До 132 миллиардов рублей выросли доходы Ямала в прошлом году за счет инфраструктурных проектов.
27.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Ямал в обозримом будущем станет крупнейшим в России и всей Арктике центром производства СПГ - ОГТРК Ямал-РегионЯмал в обозримом будущем станет крупнейшим в России и всей Арктике центром производства СПГ.
26.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Успешные практики и проблемы госзакупок обсуждают специалисты уральского региона в ямальской столице - ОГТРК Ямал-РегионВ Салехарде проходит межрегиональный форум "контрактная система в сфере закупок".
26.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
  Заработная плата для соискателей служит важным критерием при выборе рабочего места, а для работодателей является самой расходной частью бюджета предприятия.
26.04.2017 Администрация г. Новый Уренгой
Немецкие и шведские структуры будут финансировать проект «Ямал СПГ». Напомним,
25.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Дмитрий Кобылкин обратился к премьеру Дмитрию Медведеву за поддержкой инфраструктурных проектов Ямала.
25.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Следуя принципу открытости - Департамент образования26 апреля состоялось совместное заседание Общественных советов при департаменте образования и департаменте внутренней политики автономного округа.
27.04.2017 Департамент образования
ДЕПУТАТСКАЯ РАБОТА СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ В НАЧАЛЕ ГОДА - Справедливая РоссияСогласно плану депутатской работы депутат-справедливоросс, руководитель фракции партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании Валерий Степанченко побывал в поездках по муниципалитетам Ямало-Ненецкого автономного округа,
28.04.2017 Справедливая Россия
Пожарные Ямала принимают поздравления. 30 апреля – День пожарной охраны России - ОГТРК Ямал-РегионСегодня в Салехарде, накануне профессионального праздника, пожарные Ямала принимают поздравления.
28.04.2017 ОГТРК Ямал-Регион
JPG Файл - УМВД Ямало-Ненецкого АОВ рамках спартакиады УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу прошел чемпионат по стрельбе из пистолета «Макарова» и соревнования по плаванию.
26.04.2017 УМВД Ямало-Ненецкого АО
Показатель Число Проведено проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всего):
28.04.2017 Роспотребнадзор