Старейшему музею на Ямале исполняется 110 лет. Накануне юбилея слушатели школы молодого журналиста побывали в хранилище. И поразились: сколько там интересного и неожиданного!
Музей основал отец Иринарх, в миру – Иван Семенович Шемановский. Он начал с этнографии, его собрание называлось «Хранилище коллекций по этнографии инородцев тобольского Севера». Со временем музей разрастался, пополнялся новыми экспонатами. Сегодня здесь 14 коллекций, в том числе – археология, этнография, естественнонаучная коллекция, коллекция живописи, графики, скульптуры, историко-бытовая.
Любовь Павловна Сазонова, заведующая сектором учета музейных предметов, показала коллекции и рассказала о самых ценных и интересных экспонатах. Начала с титульной – с этнографической.
Вот, например, коллекция одежды. Сотрудница музея выдвигает огромнейший шкаф. Система хранения в музее – большие выдвижные шкафы. И вот в таком гардеробчике умещаются наряды ненцев, ханты, селькупов – это традиционные. Кроме них висят два мансийских платья (теперь уже никто не вспомнит, как они сюда попали, кстати, долго думали, что они хантыйские, а потом принадлежность установил этнограф), коми-зырянская одежда, татарские костюмы, украинские, русские – северных губерний. Отдельно сложены обувь и головные уборы.
Большая часть вещей – середины двадцатого века, есть новоделы. А вот этот хантыйский ритуальный мужской халат – конца девятнадцатого века
Уникальнейший предмет! Хантыйская рубаха из крапивного волокна с вышивкой. Сразу вспоминается Эльза с ее девятью братьями-лебедями. Технологию изготовления одежды из крапивы ханты утратили в начале двадцатого века.
Огромный долбленый черпак – возможно, для вычерпывания воды из лодки
Счетные палочки, с помощью которых сборщики ясака считали, с кого сколько нужно собрать
Очень старая вещь – кушетка. Ее принес мужчина несколько лет назад, нашел в старом доме в Салехарде. Экскурсовод рассказывает, что она была полностью рассохшаяся, с треснувшим сиденьем, без подлокотников – в плохом состоянии, но вещь редкая, интересная. Реставратор МВК занимался ею около двух лет: выяснял, как она должна выглядеть, что-то колдовал, долго вымачивал. Подлокотники-завитки сделал сам. Не придумал форму, конечно, - читал литературу, как она должна выглядеть. Покрасил под старину.
– Буквально сегодня ее забрали из реставрационной мастерской, – завершила рассказ Любовь Павловна. Похоже, мы были первыми зрителями в хранилище.
Печатная машинка Петра Хатанзеева, заслуженного учителя школы РСФСР, ученика основателя музея Ивана Шемановского. Стал одним из первых хантыйских учителей, начал работать в 1919 году. Работал в Ханты-Мансийске, Салехарде, преподавал ненецкий и хантыйский языки. Разработал методику преподавания ненецкого языка. Перевел на хантыйский сказки Пушкина и гимн Советского Союза.
Работал на этой самой машинке, которую впоследствии передала музею его дочь.
Находки в лагерях 501-й стройки. Железную дорогу Салехард – Чум – Игарка строили с середины сороковых до смерти Сталина. В ужасающих условиях работали заключенные, в том числе и политические. 501-я стройка стала градообразующим предприятием Салехарда тех времен. Город рос за счет охраны, военных, обслуживающего персонала. Появился целый район – конторы стройки, жилье для офицеров и вольнонаемного состава, депо, даже театр.
В 1953 году стройку заморозили, в тундре бросили сотни паровозов и другой техники. Лагеря до сих пор стоят, с каждым годом разрушаясь все больше. В восьмидесятых, девяностых, двухтысячных годах музейщики ездили в экспедиции по мертвой дороге, нашли и привезли эти предметы.
А вот более современные вещи – шестидесятых, семидесятых годов.
– Эту игрушку выпускали в шестидесятых. Нам принесли ее в этом году, – рассказывает экскурсовод. – Она называется, честно говорю, не шучу, фабричное название по ГОСТу – конь педальный.
А это идолы. Самые настоящие, только один новодел, остальные принесены со святилищ, рассказывает научный сотрудник. Самые толстые и большие – они же и самые старые. Перед ними стоит миска, в ней – конфеты и монеты. Музейные работники подкармливают духов
Как пополняются коллекции?
Да, проводятся этнографические и археологические экспедиции. Но не только.
– Мы работаем с дарителями, – рассказывает Любовь Павловна Сазонова. – Проводим акции «Почетный даритель», обычно награждаем сертификатом тех, кто что-то приносит постоянно.
Иногда приносят предметы без легенды, без истории. Но для нас более ценно, когда предмет хранился в семье, и мы тогда расспрашиваем о его истории: где был куплен, кем.
Иногда, но очень редко, закупаем – обычно в тех случаях, когда есть провалы в коллекции: например, быт селькупов у нас очень мало представлен. Хранители составляют концепцию комплектования коллекций, составляют план приобретений.
Видели мы в хранилище компьютер IBM-286, у меня такой дома стоял в 1997 году. А какой самый современный экспонат?
Оказывается, мобильный телефон!
– Первый аппарат, который появился в нашей коллекции, принадлежал руководителю департамента культуры Владимиру Гуща. Он первый подарил, потом еще принес...
Самые современные предметы не берут все-таки все подряд, говорит музейный работник. Предмет должен быть уникальным, иметь свою историю.
Вот еще один уникальнейший экспонат – картина Ивана Истомина «Ленин на Ямале», написанная в конце сороковых – начале пятидесятых. Конечно, вождь мирового пролетариата здесь никогда не был. Но людям очень хотелось верить.
Хорошо помню, в старом музее эта картина висела в холле. В самом первом музее, в пятидесятых-шестидесятых, тоже, говорят, посетителей встречало это полотно.
Теперь картина отреставрирована и хранится в немаленькой коллекции живописи и графики, лежит в хранилище.
Мы ее увидели.
23
Ольга Сытник Автор
+7 (34922) 4-09-70
sov.ks@yandex.ru