Северный полюс на карте окружен вокруг нависающими материками. На Северном полюсе нет земли, только лед, толщина которого - как зимой на Оби. Покорение Северного полюса - это часть покорения природы человеком, который, бывает, замерзает в нескольких метрах от спасительного тепла. А как преодолеть более тысячи километров зимой...
Вокруг - ледяная пустыня, белые медведи, словно верблюды Полюса. Нет ни одной птицы и мало животных. Если бы белые медведи не приспособились жить в тысячах километров от берега, как хорошо было бы тюленям расслабляться у своей любимой лунки на прохладном северном солнце.
Атомный ледокол, легко и просто проломив тысячу с лишним километров ледяной целины, въехал прямо на Северный полюс, при этом выруливая вправо, влево, взад, вперед на несколько десятков метров, чтобы встать на нулевую точку Земли по специальному прибору.
Советский ледокольный флот стареет, но он еще есть. У нас тоже в поездке были проблемы - грелся подшипник скольжения на одном из трех многотонных винтов ледокола. Так и пришли на Северный полюс на двух с половиной винтах. Уже когда мы возвращались по чистой воде, нас обогнал ледокол, достроенный при новой власти несколько месяцев назад, с названием «50 лет Победы». Я подумал, что разница в скорости - половина нашего третьего винта, но кто-то из специалистов сказал, что экипаж молодого ледокола просто решил показать свою прыть, то есть порисоваться. Хорошо, что в стране еще атом не кончился, в том числе и в реакторах ледоколов.
Капитан ледокола меня спросил, какое впечатление оставило посещение Северного полюса, я ответил, что достаточно скромное, чем, видимо, немного обидел капитана, человека, гордого за свою профессию и за ледокол. По-другому у опытного моряка, у которого пока есть работа, и быть не может.
Российский флот начал сдавать свои позиции, по словам капитана, лет двадцать назад, но еще был самым многочисленным в мире и достаточно агрессивно завоевывал мировые рынки морских перевозок. Давно уже наступили другие времена.
На Северный полюс можно попасть разными путями: если лет сто назад можно было только на лыжах или на собачьей упряжке, то сейчас - на самолете, вертолете, атомной подводной лодке, атомном ледоколе. Последний вариант, видимо, самый безопасный. Таким образом я и отправился на Северный полюс, потому что это достаточно престижно, хотя и очень дорого. Заплатил за удовольствие и на две недели в отпуск. Кроме престижа, было желание узнать и понять суть этого загадочного и недоступного для многих места на Земле.
Мы шли на атомном ледоколе, минуя архипелаг Земли Франца-Иосифа, уходя все дальше и дальше на Север. Первая половина августа - это самая теплая пора в северных широтах. Температура воздуха во время путешествия была около ноля градусов, температура достаточно соленой морской воды - минус два градуса.
Для меня еще было знаковым событием попасть на Северный полюс именно на атомном ледоколе «Ямал», потому что я живу в Ямало-Ненецком автономном округе четверть века.
Северный полюс на поверхности, то есть во льдах, трудно зафиксировать. Льды над Северным полюсом двигаются в хаотичном направлении со скоростью около двух километров в час, и они словно шатаются туда-сюда: уходят на сотни километров и снова возвращаются, такое вечное движении. Географическое понятие «полюс» - это точка, постоянная только для дна океана, а не для того, что плавает на его поверхности.
Атомный ледокол - это большое судно водоизмещением двадцать пять тысяч тонн. Есть два вертолета, один всегда готов к полету, закреплен на палубе, а другой в разобранном состоянии в резерве. Можно часами смотреть с палубы или из иллюминатора каюты за тем, как ледокол, наваливаясь на льды, их подминает под себя и раздвигает, чтобы идти дальше.
Во время путешествия мне посчастливилось увидеть тринадцать белых медведей, прогуливавшихся на льдинах. Один из медведей был достаточно агрессивен и готов был напасть на атомный ледокол, помощник капитана стал уводить от него ледокол, чтобы не допустить столкновения. Видимо, этот огромный самец решил защитить свою территорию. И неважно, что несоизмерима разница в размерах. Хозяин, он и на Крайнем Севере хозяин.
Василий Быковский
(Из книги «Испытания Сибирью». Тюмень Издательство Тюменского государственного университета, 2011 г.)