Эстонская художница провела мастер-классы для студентов ЯМК и салехардцев.
В окружном Доме ремесел от «сухой иглы» разошлись круги по «крепкой воде» – именно так с французского переводится название техники станковой графики глубокой печати.
Но офорт – это еще и станок, который, наконец, в рамках «Недели графики и дизайна в столице Ямала» «спустили на воду».
О том, что в окружном Доме ремесел есть такой аппарат, известно давно. Сначала новых владельцев поздравляли со знаковым приобретением. Потом ждали, когда пригласят на презентацию его возможностей. Еще через время донимать перестали, а потом и вовсе стали забывать о его существовании. Еще бы чуть-чуть – и несбывшиеся надежды, словно пыль, покрыли бы его с головой…
Но справедливость-таки есть. Благодаря гостье из Эстонии, офорт показал северянам, на что способен. Одним из первых с почином местных умельцев поздравил «КС». Теперь главное – чтобы процесс не остановился на одном мастер-классе.
ЧАС ПРОБИЛ!
Это случилось на «Неделе графики». Ее участниками стали не только студенты ЯМК, маститые художники, но и простые любители прекрасного. В лекционные часы слушателям рассказывали о видах печатной и прикладной графики, методах ручной печати и мастерах.
Гостем и главным лектором стала эстонская художница Вера Станишевская. Она познакомила «семинаристов» с искусством книжной иллюстрации. В качестве примеров представила свои работы, которые сейчас «гостят» в МВК им. И.С. Шемановского на выставке «Воспоминания о Южном море». Она же помогла ученикам на конкретных примерах прочувствовать многогранность печатной графики.
Знаковым стало воскресное занятие. В Доме ремесел был сделан первый долгожданный оттиск на офорте.
– Возьмите лист бумаги, пожалуйста, – просит учитель. – У вас в руках металлические «доски», обведите их по контуру, расположив по центру…
Что делать дальше, начинающие графики поняли сами, взявшись за карандаши. «Плясать» лучше от центра, а он, как известно, хорошо «бегает». Поймать его и «утихомирить» в нужном месте как раз и помогает рамка. За ее периметром у художников обычно кипит своя жизнь – фиксируются мысли, делаются наброски. Однако в любой момент всё это может стать частью общей картины, стоит лишь переместить границы.
ЗАГЛЯНУЛИ ПОД КОПИРКУ
Ученики постарше расплываются в улыбке, получая прародительницу ксерокса – копирку. Ребята помоложе изучают её волшебные свойства на ходу. Им необходимо перенести рисунок с бумаги на пластину. Давят посильнее – и на «доске» прорисовываются очертания будущей гравюры. Теперь ее необходимо процарапать… и в путь. Техника называется «сухая игла».
– Я – всё, – чеканит первый участник «эксперимента» Сергей Баранов.
– Так, теперь наносим краску, излишки убираем и идем к станку, – подсказывает Вера Станишевская.
Момент волнительный и долгожданный не потому, что первым, чью работу «продавили», стал небезызвестный в Салехарде художник. Это в принципе был первый оттиск на новеньком «стареньком» оборудовании.
– Сейчас важно, чтобы давление было достойным. Кладем пластину, сверху – лист бумаги, который предварительно «отлежался» в воде, и накрываем войлоком, – объясняет по-следовательность действий Вера Георгиевна, уточняя, что лист после воды нужно хорошо промокнуть ветошью. – Крутим «руль» и смотрим…
Первый оттиск получился на славу. «Капитан» передает штурвал подопечным. Поехали. К офорту потянулась очередь.
КНИГИ ПРОСЯТСЯ В ОФОРТ
Сейчас пока сложно представить дальнейшую судьбу офорта. «Тихий сотрудник» Дома ремесел показал себя в работе, на службу принят, а вот найдется или нет ему достойная работа – вопрос. О специалистах, желающих проявиться в этой технике, пока не слышно. Да и сопутствующие материалы в соседнем магазине не купишь. А стоит ли надрываться из-за одних мастер-классов?..
При правильном распределении сил аппарат сослужит отличную службу не только Дому ремесел. Мотивировав студентов ЯМК, можно подготовить художников нового для Ямала формата. Ведь поле для работы непаханое.
– Наша задача – показать молодым людям, что нашему колориту не хватает внимания. Например, в МВК наверху проходит выставка ленинградского графика, которого пригласили, чтобы она сделала иллюстрации с ямальской природой. Наши ребята могли бы создавать такие произведения. Ведь ни один приезжий художник не знает так специфику, как они, – считает Дмитрий Фролов, коллекционер графики.
Даже в сувенирке такие мастера найдут достойное местечко. Например, живинку внесли бы открытки ручной работы, отпечатанные на офорте. А сколько простора для фантазии при работе с книгами ямальских авторов, детскими изданиями!..
Не будем далеко ходить. «Северное издательство» печатает около десяти книг в год. Авторов отбирают по конкурсу.
– У нас был проект «Сказки народов Севера», в котором иллюстрациями служили рисунки юной северянки. Получилось очень красочно, – комментирует Эдуард Ярмаметов, директор ГУ «Северное издательство». – Но такое совпадение регионального содержания с оформлением – единичный случай. Мы с удовольствием бы сотрудничали с художниками. Книги очень многие приобретают, когда на страницах появляются иллюстрации, гравюры. Благодаря им появляется разнообразие, превращающее книги в самостоятельное произведение искусства.
Сейчас же главные картинки, которыми от случая к случаю «оживляют» книги – это фотографии. Без них роману или сборнику стихов вообще светит пустота. Исправить ситуацию могли бы местные художники. Тогда бы и «крепкая вода» для ямальского книгопечатания стала «живой».
Реплика по поводу
ЗА ЭКСКЛЮЗИВ ПЛАТЯТ ДОРОГО
Дмитрий Фролов, соорганизатор проекта:
– Мы хотели, чтобы, послушав о разных видах печати, видах изготовления книги, ребята попробовали свои силы в технике шелкографии, живописи акварелью, «сухой игле» на офорте. Техник много, и все они востребованы. Например, книги, набранные вручную, оформленные с помощью офорта на рынке стоят от шестисот до девятисот тысяч рублей. И раскупаются.
Екатерина Золотарёва
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фото автора
Читайте также:
Эстонская художница зовёт к южному морю