Сергей Лукьяненко обдумывает новый фантастический сюжет с героем Городецким из цикла «Дозор».
Писатели часто остаются недовольны экранизацией своих произведений. Об отношениях режиссёров и автора рассуждает Сергей Лукьяненко.
– Полностью автор может быть доволен, только если он сам снял весь фильм: был режиссёром, оператором, костюмером, сыграл все главные роли. Но, насколько я знаю, лучшие экранизации Стивена Кинга получались не тогда, когда он сам стоял у руля, давал деньги, назначал режиссёра и указывал, как делать. Когда работали те, кто умеет это делать, получалось лучше.
На мой взгляд, каждый должен понимать, что книга и кино – разные форматы. Невозможно перенести книгу на экран один в один. Рассказ – да. А роман потребует урезания, сокращения, выжимания. Поэтому киносюжет может быть близким к первоисточнику, передать дух, но копией никогда не будет. Существует книга, по которой каждый из нас мысленно снимает фильм, когда её читает. А задача создателей киноленты – снять по книге нечто новое. Я стараюсь режиссёров не особо ругать, даже если мне что-то не очень нравится.
– Что вам понравилось из того, что снято по вашим книгам?
– Было две экранизации по «Дозорам» и экранизация книжки «Сегодня, мама!». Получился странный детский фильм «Азирис нуна», он вышел лет двенадцать назад. С полгода назад я поставил его своим детям, пересмотрел и пришёл к выводу, что на фоне того, что сейчас снимают, это не ужас, а так, маленькое позорище. А «Дозоры» достаточно далеко ушли от книги, но есть несколько героев, которые удачно попали в образ. Например, Гесер в роли Меньшова. Некоторые в образ не попали, но играли хорошо. Там есть дух, настроение конца девяностых – начала двухтысячных, что очень важно. Поэтому я считаю экранизацию удачной. Хотя если кто-то снимет длинный сериал, в котором будет точь-в-точь по книжкам, полагаю, будет лучше.
– Чего ждать поклонникам романа «Черновик»? Будет фильм?
– Есть экранизация, которая уже почти готова. Я её видел – первую сборку, где не до конца наложен звук, а герои иногда проходят на фоне зелёных экранов – там будут фантастические пейзажи. Но в целом можно понять, как всё будет выглядеть. Думаю, фильм получился. Есть несколько моментов, с которыми я не согласен, но это гораздо более точное приближение к сюжету книги, чем в «Дозорах». Хорошие актёры, выстроен драйв, по-моему, получатся красивые миры, в которые попадает герой. Фильм должен выйти на большой экран в середине марта.
– Пишете ли вы с мыслью о том, что это можно экранизировать?
– По-разному. Бывает как с «Квази». Мне позвонил молодой продюсер, попросил написать о зомби. Я долго смеялся – где я и где зомби. А потом начал крутить в голове – и родилась идея, где зомби обретают разум, становятся вегетарианцами и с ними приходится сосуществовать. Раньше-то понятно было: взял мачете, отрубил зомби голову – и всё в порядке. А теперь – обычный человек, только мёртвый, и как с ним жить? Так родился сюжет «Квази» – сразу как идея для телесериала или кинофильма. Я честно принес её в кинокомпанию, которая завела разговор о зомби. Там сказали: снимем, но вы нам будете отдавать ещё половину дохода от книги. У меня глаза на лоб полезли от таких условий. В тот же день написал кусочек и выложил в Сеть, чтобы застолбить идею. Пришлось написать книжку, которую взялись снимать другие люди, более адекватные. Если вы заметили, в книге каждая глава – отдельная серия со всеми положенными подъёмами интереса и напряжения, с расслаблениями.
Вот это, пожалуй, единственная вещь, которая писалась с мыслью, что она будет снята.
– Можно ли написать на заданную тему серьёзный бестселлер, который будет экранизирован и интересен?
– К сожалению, писатели иногда пишут и на заданную тему. Если издатель просит написать роман на космическую тему… В космосе может происходить что угодно: детектив, война, любовь, философская драма. Писатель иногда вынужден лавировать и соглашаться с условиями. Так везде: если подчинённый получает задание, он старается выполнить его так, как ему хочется, а не как хочет начальник. Но бывает и по-другому. Когда я захотел написать «Ночной дозор», издатель меня отговаривал: мол, ты пишешь космическую фантастику, не надо писать о странных волшебниках и вампирах в современной Москве. Но мне космос надоел, и я написал этот сюжет.
– Есть ли у вас требования как у автора, прежде чем приступить к предпродакшну?
– Не так далеко заходят отношения режиссёра и автора. Может, Роулинг могла что-то утверждать – какие-то события, диалоги, слишком известна уже была книга. Но обычно это не разрешают никому. Тут свои правила. Иногда к мнению автора прислушиваются, но не всегда. В «Дозоре» прислушивались, но это было на уровне личного общения, личного интереса режиссёра и продюсера. Это не было оговорено в контракте.
– Как вы относитесь к тому, что «Дозоры» стали вашей визитной карточкой?
– В своё время Конан Дойль истерил по поводу Шерлока Холмса, потому что считал, что это развлекуха и для денег, а как великий писатель он останется в вечности за цикл «Подвиги бригадира Жерара». Поэтому убил своего героя. Потом пришлось воскрешать. Я считаю, что у меня есть книги гораздо интереснее, глубже «Дозоров», но визитной карточкой стали они, никуда не деться. С этим фактом надо смириться.
– Будет седьмой «Дозор»?
– Я сознательно сделал так, чтобы возможности продолжения не было – лишил Городецкого магической силы. Пожалел его, не убил, хотя моя рука была занесена. Потом вдруг возникла мысль, что можно было написать книжку про человека Городецкого, который всё знает, помнит, видит Иных, но сделать ничего не может. Ведь интересная история! Читатели тем временем присылают мне письма: пусть его укусит вампир, он станет Иным, но вампиром, хорошим, добрым, светлым. Ага, думаю, он будет кровь не сосать, а впрыскивать. А потом родилась одна идея, которая переворачивает всё с ног на голову и, в принципе, позволяет сделать книжку. Искушение есть. Но пока держусь.
– Как начинающему автору написать книгу, чтобы она понравилась?
– Самый главный совет – писать так, чтобы было интересно вам. Тогда будет круг людей, которым это тоже будет интересно. Не пытайтесь сочинять для абстрактной аудитории. Создавайте то, что вас затрагивает, что душу греет. Это сделает книгу более искренней, честной, увлекательной. Есть ещё выражение: писать нужно то, что хорошо знаешь, или то, чего не знает никто. Оно восходит, по-моему, к братьям Стругацким. Когда я был начинающим автором, пытался показывать современный мир – и постоянно натыкался на то, чего не знаю. Банально не хватало жизненного опыта в восемнадцать лет. А вот про космос – да легко. Хочу, чтобы герои делали то, одевались в это… Для начинающего автора это хороший выход – придумать свой мир, абсолютно не пересекающийся с настоящим.
– Мечтаете ли вы попасть в список школьной литературы?
– Сложный вопрос. Сейчас попадание в список пагубно влияет на чтение – дети заранее начинают книгу воспринимать как учебный материал. С другой стороны, в списки по внеклассному чтению мои книжки попадают. Когда старшему сыну пришло время идти в первый класс, мы прошлись по соседним школам. И в одном лицее увидели темы сочинений на доске, в том числе такую: «Почему недотёпа на самом деле не недотёпа. На материале романа Сергея Лукьяненко «Недотёпа». Я начал хохотать, учительница посмотрела на меня, я объяснил, что я и есть Лукьяненко. Детей, конечно, пришлось отдать в этот лицей.
Если мои романы будут проходить в старших классах, я буду рад.
Антон Городецкий – главный герой серии книг Сергея Лукьяненко «Дозоры». В фильме «Ночной дозор» режиссёра Тимура Бекмамбетова Городецкий (в исполнении актёра Константина Хабенского).
Ольга Сытник, фото автора