Капля воска – так называют батик в переводе с индонезийского.
Горячий метод окраски ткани находит всё больше поклонников среди северян.
И вот уже на больших полотнах вместо изящных индианок и ярких южных цветов мы видим более привычных глазу северных женщин в национальной одежде с детьми в окружении предметов быта. Семейная пара художников – Анна и Василий Краснобородкины – привезла из морозного Уренгоя свои работы в салехардский Окружной Дом ремёсел. Их новая замечательная выставка, которая продлится почти до конца февраля, включает и классические картины маслом, и картины воском – всё посвящено уникальному северному краю.
Классическую живопись в этом творческом союзе представляет Василий Краснобородкин. Он уверен, что на волне увлечения художников разными экспериментами и перфомансами, кто-то должен всё-таки следовать традициям. Интересно, что Анна Краснобородкина батиком увлеклась 17 лет назад по совету мужа. Теперь её называют полноправным художником горячего воска. Анна работает в основном на бязи, в то время как большинство мастеров батика предпочитают шёлк. Зато бязь даёт ощущение именно художественной картины «на холсте», в то время как шёлковый батик может использоваться даже в одежде, как декоративный элемент на платок, шаль, ткань платья или блузки.
Анна рассказывает, что воском можно писать как в мастерской, так и на природе.
– Как-то мы неделю жили с кочевниками. И одну из своих работ – «Утро на стойбище» – я сделала именно там. Хотя раньше не представляла, что даже в тундре можно работать расплавленным воском, думала, электричества-то там нет.
– Я вижу сегодня много детей, которым интересна живопись и они ею увлечены, – сказал Василий Петрович на открытии. – Хотелось бы вам пожелать добиваться успехов именно трудом, тяжёлым трудом. Несите тот свет, который хранит в себе изобразительное искусство.
Василий Краснобородкин не зря обращается к детям. Они с супругой – педагоги Уренгойской детской художественной школы. Оба имеют классическое художественное образование, участники многочисленных выставок, международных фестивалей и арт-пленэров. А в день открытия выставки в Салехарде стало известно, что супругов Краснобородкиных приняли в ямальский Союз художников. Теперь чаще можно будет наблюдать их работы на ямальских выставках.
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ОТ МАСТЕРА
Все материалы и красители для батика есть в продаже, поэтому даже дети с удовольствием начинают рисовать воском.
Со временем начинающий художник начинает разобраться, какие свечи лучше всего использовать для батика, в чём их плавить. Анна охотно поделилась своими секретами. Самый лучший парафин, по её словам, в тех свечах, которые при ломке не тянутся, а издают треск и лопаются пополам. Необходимый объём помогает растопить специальная машинка для плавления косметического воска – воскоплав. На одну работу уходит около недели, а иногда и больше, так как краска должна высохнуть послойно и аккуратно, а не вся одномоментно. Анна признаётся, что некоторые полотна, выполненные на свежем воздухе, даже подсушивала в бане, для ускорения работы.
На салехардской выставке размещено 25 полотен в стиле батик и 17 пейзажей Василия Краснобородкина.
Нина Фальшунова, фото: Андрей Ткачёв