Об итогах проведения Всемирного дня защиты прав потребителей 2014 года

Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей под  объявленным девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи»,    проведены следующие мероприятия:

  - приказом руководителя Управления от 27.02.2014 г. № 32/1-п утверждён план мероприятий, приуроченных к проведению Всемирного дня защиты прав потребителей, с указанием сроков их проведения и ответственных, утверждены, ранее разработанные Управлением, образцы анкет-опросников на тему: «что вы знаете о своих правах потребителя   мобильной (подвижной) связи и алгоритму действий по их защите».   

До сведения всех территориальных отделов, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, средств массовой информации автономного округа была доведена информация  по проведению Всемирного дня с подробным освещением имеющихся нарушений прав потребителей, также на официальном сайте Управления была размещена информация о  тематике и проводимых мероприятиях в рамках  Всемирного дня защиты прав потребителей.

Территориальные отделы также довели  до сведения граждан данную информацию через муниципальные средства массовой информации с целью просвещения населения в   правовых аспектах защиты прав потребителей динамичного развивающегося   рынка услуг подвижной (мобильной) связи.

Во всех местных и региональных печатных СМИ было размещено 15 статей о проведении Всемирного дня защиты прав потребителей, посвящённого защите прав потребителей. Разъяснены основные права потребителей и алгоритм действий потребителей в случае ущемления их прав при предоставлении операторами связи  всего спектра услуг,  доведены до сведения граждан  основные нарушения, которые возникают при пользовании абонентами услугами подвижной (мобильной) связи. Опубликованы телефоны «горячих линий», объявления о проведении   «дней открытых дверей» с указанием конкретных дат и  периодов.

Проведено 11 тематических передач по радио и телевидению, в том числе в режиме прямых эфиров, с участием руководителей территориальных отделов, специалистов по защите прав потребителей  Управления   и его территориальных отделов,  представителей общественных организаций, представителей администраций муниципальных образований.                    

  Подготовлено 14 специальных репортажей  с  корреспондентами   телевидения и радио,   трансляция которых осуществлялась как в дневное, так и в вечернее время.

  Среди тематики публикаций и выступлений   были подробно освещены следующие актуальные вопросы:

  - нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи;

  - непредоставление, несвоевременное или неполное предоставление операторами связи информации о самой услуге, об исполнителе услуг или иной информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи;

  - нарушение  договорных сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи;

  - оказание  потребителю не всех услуг, подвижной связи, указанных в заключенном с ним договоре;

  - некачественное оказание  потребителям услуг подвижной (мобильной) связи;

  - нарушение требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора (в том числе незаконное раскрытие персональных данных клиента);

  - нарушение тайны телефонных разговоров и сообщений;

  - внесение в договор условий, ущемляющих права потребителя.

  - сроки и порядок рассмотрения претензии потребителя (абонента) исполнителем услуг (оператором связи);

  - навязывание дополнительных платных услуг, одностороннее изменение операторами связи тарифов (тарифных планов), включение в договор на оказание услуг подвижной связи условий, ущемляющих права потребителя в нарушение требований ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» и соответствующих положений главы 27 ГК РФ;

  - коллизии при выборе норм, подлежащих применению, в случае предоставления комбинированных услуг связи (например, предоставление наряду с услугой как таковой подвижной связи доступа в Интернет посредством сетей подвижной радиотелефонной связи).

  Нашли свое отражение в информационных материалах  СМИ последние изменения, внесенные в законодательство в сфере защиты прав потребителей, в том числе освещены: внесенные изменения в  Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 599 « О внесении изменений в правила оказания услуг подвижной связи » , корректирующие нюансы переноса  номеров между операторами мобильной связи в части временных характеристик; внесенные изменения в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ  «О связи»; изменения в другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения сторон с участием потребителей в различных сегментах потребительского рынка, изменения в КоАП РФ.

Кроме   основных тематических тем Всемирного дня защиты прав потребителей, в ходе прямых эфиров, специальных репортажей и актуальных программ с участием специалистов Управления и его территориальных отделов  обсуждались   следующие темы:

-       об итогах работы   Управления за 2013 год;

        -  права потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества (в первую очередь сотовых телефонов, бытовой техники);

-      о нарушениях условий договора на предоставление услуг Интернет-связи;

        - ответственность продавца за нарушения сроков поставки товара при заказе по образцам;

        - порядок возврата некачественных продовольственных  товаров и прочее;

- сроки удовлетворения отдельных требований потребителей, сроки проведения кспертиз, гарантийного ремонта, возмещения понесённых убытков;

-      о правах потребителей при продаже товара дистанционным способом;

-  о правах потребителей при проведении сезонных распродаж, о правомерности (неправомерности)   отказа продавцов в обмене товара со скидкой;

- о правах потребителей, пострадавших от недобросовестных действий туристических компаний;

-   о правах потребителей при оказании платных медицинских услуг;

- о   вступивших в силу и вступающих технических регламентах на те или иные виды товаров.

С 01 по 30 марта 2014 года во всех территориальных отделах и в Управлении, в консультационных центрах ФБУЗ работали телефоны «горячая линия». Всего по телефонам «горячая линия» за защитой прав потребителей обратилось 144 человека, в   «дни открытых дверей» принято   лично руководителями и специалистами 170 человек. Всем обратившимся были даны разъяснения и консультации, в 162 случаях   оказана помощь в составлении претензий,  в  6 случаях подготовлены проекты  исковых заявлений в суд.

Специалисты территориальных отделов Управления провели личный приём граждан с выездом в администрации 2-х муниципальных образований.

В 8   муниципальных образованиях округа (г. Надым, г. Ноябрьск, г. Новый Уренгой, г. Лабытнанги, г. Муравленко, г. Губкинский, г. Салехард, Тазовский                район) проведено анкетирование учащихся: школьников 8-11 классов, студентов средних специальных учебных учреждений и высших учебных учреждений. Охват   анкетированием составил 1340 учащихся . Это ученики муниципальных общеобразовательных школ и гимназий,   средне-специальных учебных заведениях  и  4 филиалов высших учебных заведений, где предварительно  специалисты Управления и территориальных отделов провели уроки-тренинги и своеобразные лекции по основам потребительских знаний, а затем среди учащихся провели социологический опрос в виде анкетирования.  

                        Цель анкетирования:   выявить степень  правовой грамотности и  интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг подвижной (мобильной) связи, формирование правовой культуры и активизации работы  с общеобразовательными учреждениями. Дополнительная цель - исследование состояние  дел на потребительском рынка услуг подвижной связи. Выявление наиболее «недобросовестных» операторов связи.

Результаты: Анализ проведенного социологического опроса учащихся показал, что все участники опроса каждый день пользуются услугами мобильной связи, а также услугами Интернет-связи. Большинство участников пользуются услугами таких операторов связи, как: Мегафон, Ростелеком, Билайн, МТС.  36% участников опроса считают,  что качество услуг мобильной связи неудовлетворительное. 51% участников остаются недовольны скоростью Интернет-связи и считают, что  это основная проблема при предоставлению данной услуги связи. Практически все учащиеся (91%), которые участвовали в социологическом опросе, осведомлены о досудебном урегулировании вопросов, которые могут возникнуть при защите прав потребителей.

                В процессе анкетирования выявлено подавляющее число заинтересованных учащихся к изучению основ законодательства о защите прав потребителей в целом и усвоению алгоритма действий по защите прав потребителей при оказании им услуг мобильной связи с различными недостатками (98 %  от общего числа опрошенных). Во всех школах подавляющее большинство респондентов высказывались в пользу изучению основ законодательства о защите прав потребителей, отмечая его важность для  повышение уровня грамотности  учащихся и информированности потребителей по вопросам защиты их прав в сфере обеспечения защиты прав потребителей услуг подвижной (мобильной) связи. Практически все респонденты пользуются различными  услугами, в том числе Интернет-связи, через мобильный телефон (99% от общего числа опрошенных).  Мобильной связью школьники пользуются чаще, чем студенты. (93 % от общего числа опрошенных школьников пользуется  мобильной связью 1 раз в день, 89 % от  общего числа опрошенных студентов пользуется  мобильной связью 1 раз в день). 88,6% от общего числа опрошенных  ответили, что их в целом устраивает  качество  услуг мобильной связи.

                Учащиеся, давшие отрицательный ответ  пояснили,  что причиной этому является  ненадлежащее качество предоставления услуг связи. В анкете предлагалось ответить  - «устраивает ли Вас качество услуг Интернет-связи, которыми Вы пользуетесь»? Положительно на данный вопрос ответили лишь 67, 8% от общего числа респондентов. Следует отметить, что среди ответов  «нет» основным поводом для  жалоб  является    медленная работа интернета,  браузер медленно открывает страницы. Также были отмечены следующие проблемы, с которыми сталкивались опрошенные при пользовании услугами мобильной связи и услугами Интернет-связи: различные сбои, изменения тарифа без уведомления абонента, списание дополнительных денежных средств.

                На вопрос: «Знаете ли Вы теперь весь алгоритм действий по защите прав потребителя при оказании Вам услуг мобильной связи с недостатком?» -  98 %  от общего числа опрошенных ответили «да». Практически все учащиеся (97% от общего числа опрошенных), которые участвовали в социологическом опросе, осведомлены о досудебном урегулировании вопросов, которые могут возникнуть при защите прав потребителей.

                Самыми популярными операторами   связи у школьников, работа которых их устраивает стали «МТС» и «Мегафон» - подавляющее число респондентов. Больше всего нареканий к качеству мобильной связи к операторам связи - Ростелеком и Билайн.

                Специалистами ТО и Управления доведена информация о предоставляемой помощи специалистами отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО всем участникам, которые присутствовали на уроках, встречах и лекциях.

  Проведено 1 заседание Консультативного Совета по защите прав потребителей в Управлении, приуроченного к Всемирному дню ЗПП - 15 марта, на котором присутствовали ямальские представители операторов  мобильной связи, представители общественных организаций, органов местного самоуправления. На заседании Совета его участники путем совместного диалога искали эффективные варианты   решений по организации   досудебной (претензионной) работы с клиентами - гражданами автономного округа, обсуждали проблемные вопросы, касающиеся качественных  характеристик доступа к услугам мобильной связи, своевременного оказания всего спектра услуг и надлежащего исполнения договорных отношений с потребителями.

  Отмечаем, что в рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей в Управлении и территориальных отелах проводились рабочие встречи с представителями  органов местного самоуправления, региональных общественных организаций по защите прав потребителей, общероссийской общественной организацией «Опора России» в ЯНАО, с членами групп партийного проекта «Народный контроль»   в части межведомственного взаимодействия  по консультированию граждан, приуроченные к Всемирному дню ЗПП.

Управлением разработаны и направлены в общественные организации подробные памятки по всем возможным нарушениям правил торговли продовольственными товарами, а также   вручены памятки для населения   по защите прав потребителей в сфере оказания услуг подвижной (мобильной) связи.        




 
По теме
Прокуратура автономного округа поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении бывших заместителей главы Надымского района И. и С. Судом они признаны виновными в совершении преступления,
Салехардским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу завершено расследование уголовного дела в отношении жителя Салехарда,
25 марта 2024 года в дежурную часть ОМВД России по г. Ноябрьску обратился мужчина 1983 года рождения с заявлением о совершенном в отношении него мошенничестве.
В Новом Уренгое осудят вахтовика, любившего побаловать себя наркотиками Марина Прохорова Фото предоставлено КП В Новом Уренгое осудят вахтовика, любившего побаловать себя наркотиками.
Следственным отделом по г.Новый Уренгой следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины,
20 марта в отдел полиции обратился 53-летний житель поселка Надымского района, который сообщил, что обманным путем неизвестные оформили на него кредит в размере 150 тысяч рублей и похитили банковскую карту.
Дружба в новых красках - Газета Полярный круг Испытания на знание традиций народов нашей большой страны На первом межрегиональном конкурсе «Самый дружный интеркласс», гостеприимной площадкой которого стал ЯМК, зрелищными выступлениями удивили команды школ из Салехарда,
Газета Полярный круг
Герой России Анатолий Копыркин приедет в Губкинский Марина Прохорова Фото: администрация Губкинского Губинский готовится к проведению патриотического форума «Герои: от Руси до России», который пройдет с 5 по 6 апреля.
Комсомольская Правда