Насколько развита читательская грамотность у ямальского школьника?

Фото: www.yamaledu.org

Результаты регионального мониторинга оценки читательской грамотности говорят о том, что 75% учащихся основной школы Ямала не имеют проблем с чтением и пониманием текстов. Школьникам лучше удается находить и извлекать информацию из текста, нежели объединять информацию, осмысливать ее, размышлять о сообщениях текста и оценивать их. Ключевым фактором роста читательской грамотности учащихся является домашняя образовательная среда.

В октябре 2016 года ямальские школьники в третий раз приняли участие в мониторинге оценки динамики читательской грамотности. На этот раз участниками исследования стали 17727 учащихся 5, 7 и 9 классов, а также учителя русского языка и литературы, преподающие в этих классах.

Мониторинг проводился Региональным центром оценки качества образования на основе инструментария, разработанного Центром оценки качества образования ИСРО РАО (г. Москва).

В результате мониторинга удалось:

-            получить объективную оценку состояния читательской грамотности ямальских школьников, а именно оценку трех групп читательских умений: находить и извлекать информацию из текста, интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) сообщения, содержащиеся в тексте, размышлять о сообщениях, содержащихся в тексте, и оценивать их с собственной точки зрения;

-            выявить ряд факторов, влияющих на формирование читательской грамотности школьников;

-            оценить, каким образом школа может способствовать формированию и развитию читательской грамотности школьников.

Полученные данные говорят о том, что в школах округа отмечается существенный рост читательской грамотности учащихся с 5 по 9 класс – в среднем на 15-17%. Наилучшие результаты ожидаемо продемонстрировали учащиеся 9 классов, показав 70% успешности выполнения всей работы относительно 63% у обучающихся 7 классов и 53% у пятиклассников. Подобные расхождения наблюдаются и в результатах по отдельным группам читательских умений.

Согласно полученным данным, 67% учащихся основной школы читают довольно часто (40% – несколько раз в неделю и 27% – каждый день), еще четверть учащихся читают 1-2 раза в месяц. При этом практически каждый десятый участник мониторинга ответил, что никогда не читает для собственного удовольствия. С возрастом отмечен спад интереса учащихся к ежедневному чтению.

Результаты исследования показали, что успешными читателями являются те, кто тратят на чтение много времени, читают с удовольствием и любят обсуждать прочитанное, не испытывают трудностей в чтении на уроках, обладают довольно обширной домашней библиотекой.

Наличие большого количества книг для чтения в домашней библиотеке, вовлеченность всех членов семьи в чтение, частота использования русского языка для общения дома имеют непосредственное отношение к успешности школьника в чтении. При этом частое и продолжительное чтение для собственного удовольствия выступает критически важным для формирования читательской грамотности учащихся.

Результаты мониторинга говорят о том, что учащиеся, чьи педагоги применяют эффективные виды деятельности на уроке, активно вовлекают детей в учебный процесс, проводят целенаправленную работу с отдельными группами учащихся, предъявляют высокие требования к образовательным результатам своих учеников, показывают заметно лучший результат.

По окончанию исследования каждый участник получил индивидуальную карту результатов. Для профессиональной общественности результатом мониторинга стал глубокий анализ общей ситуации с чтением учащихся с выделением основных затруднений школьников при работе с прочитанной информацией. На его основе управленческими командами школ, муниципальных систем образования спланирована работа по повышению уровня читательской грамотности школьников.

Вся материалы мониторинга размещены на сайте Регионального центра оценки качества образования в разделе РСОКО/Оценочные процедуры/Региональные исследования/Мониторинг динамики читательской грамотности ( https://edu.rtsoko.ru/rsoko/proko/regiss/SitePages/16-17god.aspx )

  Региональный центр оценки качества образования

 

 
По теме
Расселенные дома – объекты повышенной опасности! - МЧС Совместные рейдовые мероприятия по местам размещения бесхозных и отключенных от всех систем жизнеобеспечения зданий жилых домов на территории Нового Уренгоя, районов Лимбяяха и Коротчаево осуществляются регулярно.
24.06.2018
 
В Надыме при проведении  ремонтных работ жильцом дома была нарушена техника безопасности - МЧС Вчера в городе Надыме в районе семи часов вечера в результате нарушения правил безопасности при проведении ремонтных работ, которые проводил мужчина у себя на балконе, произошел взрыв баллончика с монтажной пеной.
24.06.2018 МЧС
СК РФ устанавливает причины и условия, которые могли способствовать совершению преступлений в отношении детей в результате неудовлетворительной организации их отдыха.
24.06.2018 Noyabrsk-Inform.Ru
Предполагаемому криминальному эпизоду вскоре исполнится почти пять лет. По данным следствия, еще в сентябре 2013 года чиновник, исполнявший обязанности начальника городского департамента строительства,
04.06.2018 Красный Север
Проверено на себе. Дом, где случилась трагедия - ИА Север-Пресс Фото ИА «Север-Пресс» Пятнадцать лет назад, посмотрев фильм-биографию о Марине Цветаевой, корреспондент ИА «Север-Пресс» Татьяна Здвизова пообещала себе съездить в город, где провела последние дни великий поэт.
22.06.2018 ИА Север-Пресс
О ямальском мастере узнает Канада - ИА Север-Пресс Ямальский мастер резьбы по кости и дереву Евгений Салиндер представит свои работы на ежегодном фестивале культуры Adäka Cultural Festival в Канаде.
22.06.2018 ИА Север-Пресс
 На озере Ермолаевском прошла первая туристическая смена программы «Ноябрьская кругосветка».
20.06.2018 Газета Северная вахта
Вчера в городе Надыме в районе семи часов вечера в результате нарушения правил безопасности при проведении ремонтных работ, которые проводил мужчина у себя на балконе, произошел взрыв баллончика с монтажной пеной.
24.06.2018 МЧС
Выполнены работы по разборке асфальтобетонного покрытия тротуара, проводятся работы по разборке бетонного основания тротуара.
23.06.2018 Администрация г. Лабытнанги