Первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников принял участие в заседании рабочей группы «Развитие энергетики» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Он рассказал о том, какие масштабные инфраструктурные проекты сегодня разворачиваются на территории, и о совместных усилиях правительств РФ и ЯНАО в их реализации.
Алексей Ситников отметил, что Ямало-Ненецкий округ стал опорной зоной для нескольких крупнейших в Арктике производственно-промышленных проектов. Активное освоение сопровождается созданием новых центров нефтегазодобычи, развитием транспортной инфраструктуры. Например, центры добычи Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский, Мессояхский на северо-востоке территории и Каменномысский в акватории Обской губы были бы невозможны без строительства крупных инфраструктурных коммуникаций – магистрального газопровода «Бованенково – Ухта», железной дороги «Обская – Бованенково», морского порта Сабетта, нефтепроводной системы «Заполярье – Пурпе».
«Газпром нефть» ввела в эксплуатацию нефтеналивной отгрузочный терминал «Ворота Арктики», что позволило приступить к круглогодичным поставкам нефти с Новопортовского месторождения. Одновременно на северо-востоке округа завершается строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе» . С вводом его в эксплуатацию на Ямале станет возможным развитие и других месторождений, которые не были востребованы из-за отсутствия возможности транспортировки сырья. Планируется существенный рост добычи нефти.
Стратегическим проектом в освоении ресурсной базы полуострова Ямал является строительство завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ». Ввод в промышленную эксплуатацию первой очереди завода планируется в 2017 году, второй – в 2018 году, и уже в 2019 году возможно завершение строительства третей очереди завода и увеличение его годовых мощностей до проектных 16,5 млн тонн.
« Заканчивается строительство морского порта Сабетта, который будет настоящим драйвером роста грузопотоков по Северному морскому пути. К 2020 году грузооборот через новый арктический порт составит 30 млн тонн в год. Сабетта станет одной из основных опорных точек на трассе Северного морского пути. А Сабетта, соединенная с Северным широтным ходом, откроет дорогу к новым рынкам промышленности Урала и Сибири », - пояснил Алексей Ситников.
Как неоднократно отмечал губернатор региона Дмитрий Кобылкин , необходимо прорвать транспортную блокаду региона. А для этого нужно реализовать проект строительства железнодорожного Северного широтного хода и участка железной дороги от Бованенковского месторождения до Сабетты. На данный момент проект подготовлен к реализации. Он получил поддержку у высшего руководства государства, обрёл конкретные очертания. Основные потенциальные грузоотправители подтвердили объёмы грузов, предполагаемые к перевозке. Планируемая суммарная загрузка составит не менее 21,5 млн тонн в год.
« Всё это вместе – Севморпуть, Сабетту, «Ямал СПГ», дорогу Обская – Бованенково, развитие нефтедобычи в Обской губе, непосредственно Северный широтный ход – мы объединяем в большой мегапроект «Энергия Арктики». И это будет действительно мощная энергия, которая поможет сделать прорыв в социально-экономическом развитии всей Арктической зоны России », - заключил первый замгубернатора.